По мнению современного психолога, Лукашин – нарцисс-инфантил, зацикленный на себе.
У нас с мужем разные вкусы. В «Иронии судьбы» он принимает сторону Ипполита, в то время как я склоняюсь к придурковатому романтизму Жени Лукашина. Мужу нравится внешность Ольги Науменко (Гали), в то время как мне приятнее черты Барбары Брыльской. И так далее.
...В этом году мы смотрим фильм в чужой компании. В эн-дцатый раз. То есть больше говорим, чем смотрим. Чей-то дом, синие окна, на елке мерцают огоньки, на столе остывшее горячее, на диване спящий человек, с головой укрывшийся пледом, под елкой остатки упаковочной бумаги.
– Как-то это искусственно. Мужчина и женщина. Всю ночь в одной квартире. И никакого секса! – говорит Паша (он в компании самый молодой – 32 года, мальчишка).
– Ну, драматургически обосновано, – замечаю я. – Всякий раз, когда дело к этому идет, в квартиру кто-то врывается. Так что в целом не напрягает.
– Не знаю, не знаю… Три часа без секса – лично меня напрягает, – говорит Паша и тут же поправляется, – я про кино, конечно, про три часа.
– Ты просто молодой, – говорит муж.
Он открывает бутылку «Домик в деревне» и разливает по бокалам самодельный «Бейлис» (под Новый год я делаю его в промышленных масштабах, заполняя всю свободную тару и раздавая вместо подарков).
Надя и Женя чокаются шампанским в унисон с нами.
– Меня больше удивляет, что здесь нет отрицательных персонажей, – говорит Лена.
– А как же Ипполит? – спрашивает Паша.
– Ипполит – не отрицательный, – вставляет муж. – Это голос разума.
– Лучше не трогай Ипполита, Паш, – предупреждаю я.
– Это почему, интересно?
– Потому что ваш Лукашин – гнилой советский интеллигент, – отвечает за мужа Сергей, который тоскует по Советскому Союзу и рассматривает интеллигенцию 1970-х как подрывной класс всего строя. – Вот смотрите: Лукашин только что получил от государства квартиру, разбрасывается билетами, ездит в такси и при этом жалуется на зарплаты врачам и учителям... Сколько сейчас стоит квартира на юго-западе? Миллионов 15? Современной учительнице на такую квартиру 200 лет работать.
– Зато Ипполит – классический пример психопата-параноида, – подает голос Даша. (Даша – психолог с симпатиями к феминизму, поэтому на любые отклонения в мужской психике у нее радар). – Пассивно-агрессивный мизантроп и истерик, проецирует свои негативные качества на других. Возможно, это его подавляемая распущенность, он ее стыдится и скрывает за вспышками ревности... Страх, стыд и ярость. Как вариант...
– А Лукашин? – интересуюсь я.
– Лукашин - нарцисс-инфантил, зацикленный на себе, эмоциональный интеллект на нуле. Живет с мамой. Не лучший выбор, конечно. И вообще Надя в плену патриархальной идеологии. Вся эта тема с замужеством. Выбирать между параноидом и нарциссом? Зачем?
– Не такие уж они и ужасные, – говорит Лена. – Вспомни, какие установки были.
...а Ипполит – пассивно-агрессивный мизантроп и истерик, проецирующий свои негативные качества на других. Кадры из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». 1975 |
На экране телевизора Женя поет под гитару, а Надя слушает. Или наоборот, не важно.
– А мне кажется, это просто святочный рассказ, рождественская сказка с поправкой на национальный менталитет, – это уже умничаю я. – Однажды ты напиваешься, просто открываешь дверь домой, и свершается чудо. То есть тебе вообще ничего не надо делать, не надо даже искать волшебный ключ, он уже в кармане... Это так по-нашему.
– Ага, Емеля с щукой. Чисто русский архетип. Лежи на печи, и все желания исполнятся, – поддерживает Даша. – Только непонятно, почему в Новый год обязательно нужно так напиваться.
– Пьянство на Новый год – это онтологическая необходимость, часть обрядовой схемы, – говорю я. – Этакая граница между старой и новой жизнью, рождение нового порядка из хаоса. И для того, чтобы совершить переход, нужно символически перечеркнуть прошлое. То есть низвести себя в хаос, а затем возродиться.
– Поддерживаю, – говорит Паша и подливает себе. – Алкоголь разрывает связи между нейронами. Чем сильнее разрывает – тем чище новый лист. Обнуление!
– Подобного эффекта можно и с помощью медитаций достичь, – говорит Даша.
– С помощью медитаций сложнее.
Надя и Женя целуются.
– Вот! Сейчас должен был быть секс. По всем законам жанра, – хлопает по колену Паша.
– Если так хочешь посмотреть на голую Барбару – загугли, в интернете полно ее фоток, – говорит Сергей.
– Да хватит уже болтать! Дайте досмотреть спокойно, – вдруг кричит Лена, так что все разом поворачиваются к ней.
– Лен, ты чего? Наизусть, что ли, не знаешь?
– Я впервые целиком смотрю! Раньше какими-то отрывками получалось. Только про баню и помню. А ведь реально хороший фильм!
Мы замолкаем. Паша сидит, уткнувшись в смартфон, и плотоядно разглядывает голую Брыльскую.
– «Анатомия любви», 72-й год, – говорит Паша. – Может, в следующем году его посмотрим для разнообразия?
Фильм заканчивается.
Лена шмыгает носом и незаметно промокает уголок глаза салфеткой.
– Лен, – осторожно говорит Даша. – Ты там плачешь, что ли?
– Да не, это «Бейлис» у вас крепкий какой-то... Наверное, с водкой перегнули.
– Да все там в порядке с водкой, – говорю я.
Желтые титры совсем не к месту напоминают о «Криминальном чтиве».
– В следующем году купим настоящий «Бейлис», – тихо говорю я мужу, – но в настоящую бутылку нальем наш, самодельный.
– А настоящий куда денем? – спрашивает муж.
– А настоящий в «Домик в деревне» сольем. Ну или выпьем. Посмотрим, догадаются или нет.
комментарии(0)