В Пекине множатся заведения «здоровой пищи».
Но нет! Только не китайскую еду! Такую реакцию часто можно услышать от тех, кто имел негативный опыт вкушения популярных китайских блюд и в России, и повсюду в мире. В подтверждение эмоционального неприятия обычно перечисляют те признаки застольной «китайщины», которые категорически не устраивают поклонников ограничительных диет и «здоровой пищи».
И действительно, что обычно заказывают из китайского меню? Гунбао цзидин – «курочку с орешками», то есть бройлерную курицу с несомненно вредным арахисом. Мапо доуфу – острый тофу от «конопатой тетушки», чрезвычайно насыщенный перцем чили, юйсян жоусы – свинину под «рыбным» соусом – сплошное пережареное перечное масло. Ну, годятся, наверное, бао – приготовленные на пару пампушки с разной начинкой, но ведь мучное! Да и начинка непонятная. Лапша – опять мучное с острыми соусами. А любимое блюдо лидера китайской революции Мао Цзэдуна – хуншао жоу, то бишь мясо, жаренное до красноты, представляет собой не что иное, как кусочки свиного жира, тушенные с пряностями. Масло, перец, жиры, крахмал, клейковина, глутамат натрия и прочие нитраты пополам с нитритами. Хуже разве что McDonalds!
Попробуй возрази, что традиционный стол Поднебесной неизмеримо богаче и разнообразнее китайского фастфуда, нередко обогащенного, кстати, кетчупом и прочими сомнительными «дарами» западной низкой кухни. Что там множество нетяжелых, совершенно диетических блюд. Что в основу китайского питания издревле были заложены принципы гармоничной сезонности и сугубо почвенного подхода и что китайцы вообще уже много веков, если не тысячелетий, практикуют понятие пищи как лекарства.
Увы, и сами обитатели Срединного государства, особенно продвинутые в пищевом отношении молодые жители больших городов, отказываются от традиционного кулинарного наследия, отрекаются от старых добрых поваренных трактатов и унылою толпой бредут в новомодные заведения с фаншэн или вовсе жэньцзао шипинь – бионической, искусственной пищей.
Будем справедливы: еда, как и все в этом быстротекущем мире, меняется. Еще великий Конфуций (551–479 до н.э.), весьма разборчиво подходивший к качеству и подаче пищи, сетовал, что, мол, уходят традиции, как воды реки. Знаменитые блюда, упомянутые выше, появились на китайском столе отнюдь не во времена «Учителя десяти тысяч поколений», а лишь где-то во второй половине XIX – начале ХХ века.
Да и попробуй прокорми обычной едой без малого полтора миллиарда жителей, даже объявляя кампанию сбережения пищи и политику «пустой тарелки», как ныне в Китае, где решили таким образом подкрепить продовольственную безопасность. Вот и стал национальным героем недавно скончавшийся на 91-м году жизни ученый-аграрник Юань Лунпин, который известен каждому китайцу как «отец риса», создавший технологию выращивания высокоурожайных гибридных зерновых. А куда без генетически модифицированных продуктов?
Еще в далеких 1950-х фантаст Чи Шучан в повести «Слон с укороченным хоботом» описал свинью весом более 10 т. Эту дерзкую мечту вечно недоедавшего народа выращивали с помощью стимуляции гипофиза радиоволнами. А в 1976 году в научно-фантастической короткометражке «Белок из нефти» режиссер Е Юнли наглядно изобразил процесс превращения в еду дешевого тогда еще углеводного сырья. В книге Чи Фана «Яйца из-под машины» люди на специализированном заводе с помощью хитроумных агрегатов производят яйца, которые с виду и по содержанию от куриных не отличишь и в которые по необходимости уже на стадии машинного «высиживания» можно добавлять различные добавки.
На полках супермаркетов представлены как стандартная, так и искусственная еда. Фото Артема Иванова |
Широко используют и технологии переработки водорослей. Некоторое время назад китайская пресса сообщала как о многообещающих разработках об опытах шанхайского института, производившего «вкусную и питательную» пасту из обычного опарыша – личинки мясной мухи. Отличная, между прочим, наживка для рыбной ловли. Рыба ест с удовольствием, а человек чем хуже?
Но ценители (чаще – ценительницы) новомодной эрзац-пищи в такие научно-производственные дебри не углубляются, наскоро пробегая взглядом коротенькие рекламные тексты на упаковке, упоминающие «высокое содержание протеина». «Наш продукт отвечает минимальной дневной норме питательных веществ, вызывая чувство насыщения при практически нулевом риске поправиться», – обещает реклама на одной симпатичной пластиковой бутылочке.
Некоторые псевдопищевые изделия обещают даже минусовой привес, то есть устойчивое похудение потребителя. При регулярном потреблении продукта, разумеется.
Пользуются популярностью протеиновые коктейли, закуски. Кроме эффекта похудения они позволяют минимизировать время на прием пищи. И действительно, если еда не имеет реального содержания, то стоит ли растягивать процесс ее приема? Заметим, что сокращение времени поедания почему-то не сопровождается снижением цены: фальшивые омары отнюдь не дешевы!
Одним нравится искусственная еда, а другим – нет. В китайских соцсетях появились рекомендации для тех, кто хочет (не хочет) питаться «фальшивыми продуктами». Яйца, например, нужно потрясти. У ненастоящих будет слышен звук перекатывающегося внутри желтка. И сами яйца имеют несколько более интенсивный окрас. Плюс «слабый рыбный запах»…
На рынке присутствуют искусственные рис, креветки, соя, омары, мясо, молоко и даже акульи плавники. Последние можно только приветствовать: акулы, численность которых из-за высокой стоимости деликатеса критически сократилась, целее будут. Но о деликатесном супе придется забыть. По крайней мере в его классическом исполнении.
Когда-то казалось, что удовольствие от вкушения пищи будет последним, от чего китайцы по жизни откажутся. Ан нет. Протеиновые коктейли, йогурты, закуски навязчиво рекламируют как еду будущего, средство быстрого насыщения или создания ощущения такового, позволяющее эффективно контролировать вес. Рынок эрзац-пищи, судя по статистике, исчисляется миллиардами юаней.
Заглядываем в Baidu – ведущий китайский поисковик. На запрос «искусственная еда» выскакивает 33,5 млн статей и рекламных объявлений. Модный кулинарный блогер заверяет, что «искусственная еда уже стала пищевым мейнстримом». Тут же предлагаются «вегетарианские цыплята», белковая утка, имитированная колбаса.
Уходит традиционная еда. Нынче не встретишь в меню знаменитую лунхудоу – «Битву Тигра с Драконом», которую готовили из дикой виверры со змеей. Днем с огнем не найдешь запеченную бамбуковую крысу, которую в Южном Китае почитали как целебное блюдо. Но ведь забываются не только сами блюда – в современный общепитовский обиход не укладываются и вошедшие в поговорку «китайские церемонии». Поклонение предкам на старинный буддийский праздник поминовения – Цинмин (Чистый свет), который отмечается 3–5 апреля и по классике предусматривает семейный пикник на природе, в наши дни перемещается в интернет и социальные сети, где появились виртуальные «родовые храмы». Там можно возжечь «курительные свечи» перед поминальными табличками усопших, возложить «жертвенные фрукты» и даже устроить надлежащее «застолье».
В популярных среди молодежи пекинских районах Саньлитунь и Шичахай закрываются старинные харчевни и обжорки, зато множатся «протеиновые кафе» и заведения «здоровой пищи».
«А что? Может быть, эрзац-еда и не такая вкусная, но для меня при моей профессии важнее сохранять фигуру», – говорит посетительница за бокалом «фан-коктейля», девушка модельной внешности с явно хирургическим путем «улучшенными» разрезом глаз и формой носа. Профессию свою, однако, не называет. И таких бледненьких то ли от отбеливателя кожи, то ли от искусственной еды девушек вокруг – великое множество.
Обещанный фантастами brave new world, похоже, уже наступил.
Пекин