Панно с изображением Владимира Путина стало визитной карточкой русского паломнического центра на месте крещения Христа. Фото автора
Власти Иордании передали Грузии в дар участок земли на берегу реки Иордан, где по библейскому преданию крестили Христа. Это как минимум четвертое известное мне место, где некогда Иоанн Креститель омыл речными водами Иисуса. По обоим берегам реки уже расположены «на том самом» участке и греческий собор, и протестантский дом молитвы, и католическая часовня, и представительство Коптской церкви. Есть там и территория Московского патриархата.
Здесь я побывала в ноябре 2012 года. Патриарх Кирилл, в журналистском пуле которого я тогда состояла, совершал визит в пределы Иерусалимского патриархата. За несколько дней мы посетили Иерусалим, Вифлеем, Назарет. Последней точкой путешествия стала поездка в соседнее государство – на место крещения Христа. При этом известно, что еще два предполагаемых места Богоявления находятся на территории самого Израиля. Одно в селении под названием Вифара, или Каср аль-Яхуд, неподалеку от древнего города Иерихона. Второе – Ярденит в районе Галилеи на севере страны.
Однако мы отправились в Иорданию. И вот почему.
Во-первых, власти Иордании уверены, что истинное место находится только на их территории в Вади эль-Харар. Во-вторых, в Аммане была запланирована встреча главы РПЦ с королем Абдаллой II. В-третьих, в июне того года в королевстве был открыт русский странноприимный дом для паломников. На торжественной церемонии присутствовал президент России Владимир Путин. Участок под гостиницу Абдалла II выделил еще в 2007 году и, конечно же, на месте крещения Христа. Вот туда мы и отправились первым делом.
Попасть наземным путем в Иорданию из Израиля можно тремя способами: через пограничный переход шейха Хусейна, пункт Арава и по мосту Алленби. Мы переправлялись по мосту. Переход занял несколько часов. К переправе с израильской стороны мы подъехали еще засветло. Выходить из автобуса строго запрещалось, а из окон были видны лишь камни пустыни, колючая проволока и таблички «Осторожно, мины!». Время шло медленно, а мы так и сидели в неподвижном автобусе. После того как солнце ушло за горизонт, со стороны Израиля заманчиво загорелись огоньки Иерихона, и я в очередной раз пожалела, что мы поехали в Иорданию. Иерихон был совсем близко, а значит, и «запасное» место крещения тоже.
Перешли КПП мы только около полуночи. Еще пару часов провели на таможенном досмотре, потом еще какое-то время, уставшие и голодные, ехали по иорданской земле в русский странноприимный дом. За окнами всю дорогу была беспросветная тьма. Но вдруг, как мираж в пустыне, появилось какое-то сияние. Оно становилось все ближе и ближе и воплотилось в белоснежное здание, подсвеченное множеством лампочек. Это и была конечная точка маршрута того дня – русский паломнический центр.
Сегодня, если зайти на сайт этой гостиницы, то можно увидеть фотографии номеров, трапезной и интерьера храма. Все выглядит богато, несмотря на относительно невысокие по нынешним меркам цены. Тогда же я совсем ничего не осознавала и так и не сохранила в памяти подробностей – где нас разместили, что мы ели, как и где спали. Учитывая, что центру тогда не было и полгода с момента открытия, думаю, все было гораздо скромнее, чем сегодня обещает сайт. Помню только это самое белоснежное здание с мозаичным ликом Христа над входом и золотым куполом с огромным крестом.
Утром следующего дня патриарх Кирилл совершил чин великого освящения вод Иордана. Зачем и почему, для меня так и осталось загадкой. Мне казалось, что этот обряд проводят только на торжество Крещения Господня, которое традиционно празднуется 19 января. Напомню, была середина ноября. Но мне было интересно, как это будет делать патриарх и окунется ли он в реку.
На разных участках воды Иордана имеют разный цвет. Около центра РПЦ они почему-то мутные. Фото с сайта www.patriarchia.ru |
Второе, что смутило меня, – это были сами воды реки. Мутные, грязные, какие-то неприятные. Ни за что бы не полезла сюда креститься, подумала я про себя. Хотя на картинках из интернета я не раз видела, как паломники совершают полное омовение в голубом и чуть ли не прозрачном Иордане. Да и само место было очень узким. Казалось, если бы не густые заросли на другом берегу, то на него можно было бы перепрыгнуть с небольшого разбега. Что заставило Христа креститься именно здесь? Ведь Иоанн Предтеча, поговаривают, совершал этот обряд в разных местах Иордана и были, наверное, участки чище и шире, чем этот…
Пока я размышляла над этими вопросами, патриарх начал чин великого освящения воды. По мне, конечно, весь Иордан уже сам по себе был священ только потому, что где-то в него ступала нога Иисуса, хоть и два тысячелетия назад. Ну да ладно. Глава РПЦ был облачен в торжественное по этому случаю одеяние и темные очки. Наличие солнцезащитных окуляров хоть и было оправдано солнечным днем, но придавало какой-то комизм всей ситуации в целом. Белоснежное здание с православным крестом посреди пустыни, верблюды на горизонте, мутная и узкая река, заросшие сорняками берега, торжественный патриарх, восхищенная свита… В довершение ко всему я почему-то ожидала, что патриарх прямо в одежде войдет в реку и трижды по-православному в нее окунется, перекрестится. А за ним в воду поспешит и вся нарядная делегация человек в сто.
Ничего подобного не произошло. Патриарх опустил в воду крест, прочел молитву и окропил всех и вся. Чин освящения на этом был окончен. Чтобы самой прикоснуться к святому, я решилась-таки опустить в мутный поток руку. Река оказалась волшебно теплой. Она внезапно нежно обволокла мою ладонь и словно на время застыла. А потом неспешно потекла дальше. Наверное, из всей той поездки по Святой земле это стало самым сильным впечатлением. На всякий случай водой я немного побрызгала одежду и даже чуть смочила лицо. Через час мы уже были в Аммане и встречались с королем Иордании, но это совсем другая история.
комментарии(0)