0
4457
Газета Стиль жизни Интернет-версия

21.06.2022 18:34:00

Истории о строгом священнике отце Иеремии и неугомонном летчике Фабио Фарихе

Тяжело вздыхать, но не сдаваться

Вардван Варжапетян

Об авторе: Вардван Варткесович Варжапетян – писатель.

Тэги: имя, имянной указатель, истории, авиация, фабио фарих, священник, о.иеремия


8-16-1480.jpg
Фабио Фарих был одним из тех, кто писал
историю авиации.  Фото РИА Новости
«Независимая газета» мне не чужая, я пишу для нее столько лет, сколько она существует. В книге «ИМяННОЙ УКАЗАТЕЛЬ» я вспоминаю всех, кого встретил за 80 лет. Из этих встреч и составилась моя жизнь. А еще это краткая история моей страны, сложенная примерно из 3000 историй разных людей. Среди них гении и безвестные обыватели, рабочие, крестьяне, домохозяйки, монахини, проститутки, солдаты, артисты, колхозники, мыслители и доносчики, убийцы и праведники, люди десятков национальностей, профессий, занятий, званий. Вот очередные истории из моего собрания.

***

о. Иеремия – священник храма Сурб Сакис (св. Саркиса), единственный армянский священник на весь Крым (я говорю про год 2004-й). В Феодосию о. Иеремия наезжал раз в неделю, может, и того реже, служил в храме. Храм старинный, рядом могилы художника Ивана Константиновича Айвазовского (1817–1900) и его жены Анны Никитичны (1856–1944).

Был замечательный осенний день, конец августа, не воскресенье, не суббота – понедельник. Я не подумал, что в храме может быть кто-то, кроме туристов – и явился как турист: в шортах, майке, сандалиях. Сердитый сторож-армянин не хотел меня впускать, но все-таки впустил.

Я вошел и замер, увидев и услышав священника: он молился, потом запел, каменные стены и свод храма не просто многократно умножали силу голоса, но преображали его во что-то мне непостижимое – не только потому, что я не знаю армянского.

Священник был без облачения – белые брюки, светлые туфли, сорочка белейшая; стрижен коротко, лицо смуглое, густая черная борода, короткая. Лет 40, роста небольшого, но мощного сложения. Вышел и сел на лавочку под старой, могучей алычой. Увидел меня.

– Как ваши успехи?

Спросил без улыбки. Ответить я не успел.

Недели две назад я уже был в храме – не в шортах, конечно, а в брюках, рубашке. Я от кого-то знал, что священник будет. Он и в тот раз сидел под алычой, говорил со сторожем. Подошли туристы, человек пять. Вертели головами, вошли в храм, щелкали фотоаппаратами, один снимал кинокамерой, нас тоже.

Священник подошел к ним, спросил по-русски:

– Вы откуда?

Мужчина с камерой понял вопрос (может, и остальные поняли, но ответил он).

– Мы из Польши. Поляки. Туристы.

– Но камера у вас профессиональная, я в этом разбираюсь. Вы работали. И даже не спросили разрешения войти в храм. В Польше вы так себя не вели бы!

Он был разгневан. Туристы ушли.

...Я спросил, будет ли священник.

– Садитесь. Я священник. А вы кто? Кто ваши родители? Женаты? Кто ваша жена? Дети есть?

Не помню, что я ему говорил. Но я тогда (в который раз!) решил (конечно, твердо!) выучить армянский. И мало того, одновременно учиться играть на аккордеоне, который только что там же, в Феодосии, купил по случаю. И просил о. Иеремию благословить меня учить армянский.

Священник задумался. Долго молчал. Редко я видел, чтобы человек действительно тяжело задумался. Тяжело вздохнул. И позвал меня в храм. И снова тяжело задумался. Долго молился. Подошел ко мне, перекрестил.

– Через год жду вас здесь. Покажете, чему научились.

Я обманул о. Иеремию – не выучил армянский. Учебник армянского куда-то подевал. Итальянский аккордеон подарил детской музыкальной школе вместе с самоучителем (автор-составитель Е. Желнова). А ведь автор-составитель правильно написала, с этого и начала свой самоучитель: «Научиться играть на аккордеоне непросто».

Наверное, потому так тяжело вздыхал о. Иеремия, что знал, чем мое учение кончится. И все-таки надеялся.

Фарих Фабио Брунович (1896–1985) – летчик, впервые поднялся в небо в 1923-м, последний полет – в 1958-м. В жизни человека – немалый срок, в истории авиации – громадный. Фарих был одним из тех, кто писал эту историю.

Отец Бруно Васильевич – обрусевший немец, вскоре после рождения сына семья переехала из Петербурга в Москву. Мама Жанетта Ивановна (урожденная Гарднер) – англичанка. Оба родителя – заядлые велосипедисты; Бруно Васильевич участвовал в первых российских автогонках. Фарих-младший пошел еще дальше – мчался и быстрее, и выше. С 1920-х он один из лучших полярных пилотов. В 1929-м они с Маврикием Слепневым нашли разбившихся на Чукотке опытнейших американских летчиков – Эйелсена и Борланда; по просьбе Госдепа США советские летчики доставили тела погибших на Аляску. Фариху тогда пригодилось знание английского.

Он прокладывал новые трассы, участвовал в поиске и спасении экспедиций. В 1934-м должен был участвовать в спасении челюскинцев. По решению правительства в Америке были срочно закуплены новейшие самолеты; Фарих был одним из тех, кто принимал самолеты и перегонял их на Север. Во время посадки Николай Каманин, возглавлявший маленький летный отряд, повредил свой самолет и захотел лететь дальше на самолете Фариха.

– А с какой стати? – возмущенно рассказывал мне Фабио Брунович 40 лет спустя в своей московской квартире. – Угробил свою машину и хочет, чтоб я отдал свою?! Потом: я гражданский пилот, Каманин – военный, он мне не указ, так что послал я его подальше. А Водопьянов отдал ему самолет. Мише все же нашли машину, а меня по доносу Каманина от полетов отстранили.

Жаль. Да и несправедливо, а то стал бы Фарих Героем (№ 8) Советского Союза (тогда учредили это звание, чтобы отметить подвиг пилотов, спасавших экипаж и пассажиров «Челюскина» (Михаил Водопьянов, Иван Доронин, Николай Каманин, Сигизмунд Леваневский, Анатолий Ляпидевский (ему досталась золотая звезда № 1), Василий Молоков и Маврикий Слепнев).

Через три года, в 1937-м, во время перелета через Северный полюс Леваневский исчез; именно Фариху поручили его поиски; видимо, сам А.Н. Туполев настоял на том, чтобы доверить новый АНТ-6 тому, кого он хорошо знал и высоко ценил как испытателя своих машин. Ведь это Фарих в том же 1937-м совершил первый трансарктический полет на АНТ-4 протяженностью в двадцать четыре тысячи километров с сорока семью посадками по маршруту Москва–Якутск–Уэлен–остров Врангеля–побережье Северного Ледовитого океана–Архангельск–Москва. Весь мир был восхищен этим выдающимся полетом, проложившим путь Чкалову и Громову.

В 1939-м Фариха призвали на финскую войну, присвоили «майора», он испытывал бомбардировщик ТБ-3. В Великую Отечественную подполковник Фарих сновал испытывал новую технику, учил молодых пилотов.

А в 1948-м летчик Московского отряда особого назначения Главсевморпути Фарих Ф.Б. был арестован за измену родине и т.д. Припомнили знакомство с одноглазым американцем Вилли Постом, первым в одиночку облетевшим Землю (июль 1933-го). В Москве гидросамолет американца приводнился на Москве-реке; знаменитому летчику показали Москву; сам Клим Ворошилов предложил, чтобы Фарих сопровождал Поста: «Ты же летчик и английский знаешь». Американец дальше полетел, а Фариху – 25 лет лагерей. В 1956-м реабилитировали, освободили, разрешили летать.

– Спасибо, граждане начальники, что разрешили… А самое паскудство, что после моего ареста сыну Ростиславу, военному летчику, запретили летать.

Закончил Фабио Брунович трудовой путь в 1975-м сторожем на заводе «Красный металлист». Тогда мы с ним и познакомились.

Он рассказывал, показывал фотографии, старые газеты: советские, американские, японские… Мечтал, что внук Миша будет летать. Дождался. Правда, не увидел, как вертолет Михаила Фариха начал (2013) беспримерную вертолетную кругосветку. Да, этого дед не увидел. Но, к счастью, не узнал, что спустя три года, в 2016-м, Михаил Ростиславович Фарих погиб во время поисков бесследно исчезнувшей (1913) шхуны «Святая Анна», затертой льдами в Карском море. Да, той самой… Читай роман Вениамина Каверина «Два капитана». Но, похоже, еще до Сани Григорьева слова поэта Альфреда Теннисона («Бороться и искать, найти и не сдаваться») стали девизом трех поколений Фарихов, поднимавшихся в небо. Эх, если бы им еще не ломали крылья! 


Читайте также


Отечественную историю предлагают чествовать 28 января

Отечественную историю предлагают чествовать 28 января

Иван Родин

Для нового памятного дня депутаты взяли дату рождения Ключевского, а не Мединского

0
2541
Престарелый пассажир преклонного возраста. Несколько воспитательно-транспортных историй

Престарелый пассажир преклонного возраста. Несколько воспитательно-транспортных историй

Мария Давыдова

0
3329
Воскресающее богостроительство

Воскресающее богостроительство

Андрей Мельников

Курская епархиальная аномалия и духовные искания отцов Октября

0
2106
Экономика низкоуглеродной авиации не может набрать высоту

Экономика низкоуглеродной авиации не может набрать высоту

Михаил Сергеев

Большинство разработок в производстве экологичного авиакеросина так и не реализовано

0
3275

Другие новости