0
3968
Газета Стиль жизни Интернет-версия

26.07.2022 18:07:00

Человек как скороварка, искусство как аварийный клапан

В театре мы смеемся и плачем над иллюзией, но слезы-то у нас настоящие

Ирина Осинцова

Об авторе: Ирина Сергеевна Осинцова – актриса, режиссер.

Тэги: искусство, значение, человек, творец, ддуша, эмоции, эволюция, история


искусство, значение, человек, творец, ддуша, эмоции, эволюция, история Постепенно выяснилось, что забить мамонта (бизона) может каждый, а вот нарисовать его бегущим по саванне – нет. Иллюстрация с сайта www.history.com

Недавно моя коллега спросила меня: «Зачем вообще нужно искусство? И почему все так восторженно относятся к артистам, художникам, режиссерам?» Не то чтобы она не знала этого сама. Я думаю, раз она последние двадцать лет работает в театре, какой-то свой собственный ответ на этот вопрос у нее точно есть.

Но ведь действительно в нашем деле есть какая-то магия. Представьте, знакомят вас с человеком и говорят: «Познакомься, это Петя». И этот Петя для вас пока никто и ничто, ну Петя и Петя. А вот если вам скажут: «Познакомься, это Петя, он артист театра», у вас будет уже совсем иная реакция.

Обычно в этот момент человек немного приосанивается, словно рядом с артистом хочется стать выше ростом, голова немного наклоняется вбок, как у голубя, а в глазах появляется смесь изумления и трепета. И даже если он раньше и слыхом не слыхивал о таком артисте, он будет смотреть на Петю не как на простого человека, а как на полубога.

И собственно, Пете дальше можно уже ничего не играть, самим фактом причастности к Искусству он получает авансом уважение, внимание и почет. Я сама видела такой взгляд много раз и каждый раз испытывала чувство неловкости. Словно теперь я должна говорить только цитатами из Шекспира, дышать духами и туманами и быть принцессой Грезой.

Что же так магнетически влияет на всех? Почему к людям искусства всегда чувствуется особое отношение? И вообще как это началось? В какой момент? Когда-то человек сидел в своей пещере и дожевывал ногу мамонта, которого загнал днем, а потом вдруг встал, выхватил из догорающего костра кусок угля и легким уверенным жестом начертил силуэт этого мамонта на стене. Вряд ли это было проявление нежных чувств непосредственно к этому мамонту. Мол, ну такой был вкусный, что так и хочется нарисовать. Нет! Это явно было первое в истории человечества явление музы! Кстати, это может быть аргументом против известного утверждения, что художник должен быть голодным. Тут как раз было наоборот, художник сначала хорошо поохотился, насытился, а потом уже нарисовал свой ужин. Правда, переевший художник тоже много не нарисует. Так вот, мне кажется, что момент этого творческого порыва – это величайшее событие в сознании человека. Он перестает удовлетворять свои первичные потребности и открывает в себе Творца.

Сегодня для большинства людей искусство выполняет функцию шута. Прежде всего оно должно развлекать. Сейчас даже не всегда понятно, что в первую очередь хочет зритель – новые эмоции или новую фоточку для соцсетей. Но изначально это был способ познать мир. Рисунки на стенах помогали осознанию явления. Постепенно выяснилось, что забить мамонта может почти каждый, а вот нарисовать его бегущим по саванне – нет. Наверное, с этого момента и начинается это разделение на «физиков» и «лириков».

Возможно, историкам и антропологам покажутся забавными размышлизмы артистки театра кукол. Но и в истории моего жанра немало моментов, которые говорят об исключительном отношении к людям искусства. Например, в Древнем Китае кукольники при дворе императора ставились чуть ли не выше министров. Потому что министры – это всего лишь чиновники, то есть люди, исполняющие чужие указы и поручения, а кукольники, понимаешь ли, творцы. Они, конечно, тоже находились в подчинении императору, но не целиком. Какая-то часть их природы от императора не зависела, и даже император это понимал. Как андерсеновский Соловей, эта часть не включалась по приказу.

А в Бирме создатели марионеток ставились наравне со жрецами. Они делали кукол в соответствии с положением звезд, и, когда те приходили в негодность, их нельзя было выбрасывать. Их нужно было похоронить с соблюдением специальных ритуалов, потому что считалось, что художник заложил в них сакральные знания о мире. Поэтому, кстати, настоящих бирманских старинных театральных кукол так мало. Похоронены.

И ведь не всегда искусство должно быть понятным и удобным. Когда Сергей Иванович Щукин приобрел в свою коллекцию первого Пикассо, то, мне кажется, он вез его в Москву, внутренне ужасаясь своему приобретению. Не очень хорошо осознавая, какие мотивы им движут, он приобрел картину, на которую ему вначале даже сложно было смотреть. Поэтому он не стал вешать ее в залах, где была вся его коллекция. Он ее повесил в коридоре. И куда бы он ни шел, ему обязательно приходилось проходить мимо. Там он мог смотреть на нее не долго и постоянно, а по чуть-чуть и по многу раз в день. Такой садомазохизм был необходим, чтобы привыкнуть к этому странному, дискомфортному для глаза новому языку живописи.

И уж если я вспомнила про Пикассо, то это самый яркий пример того, что искусство точно не развлечение. Вряд ли существует человек, которого развлечет созерцание «Герники». И мне кажется, это одна из самых поразительных особенностей искусства: оно прямо фонтанирует шедеврами, когда мир оказывается перед лицом какой-то чудовищной катастрофы. Сложно сосчитать, сколько великих произведений появилось во время Второй мировой войны. Тут и Ленинградская симфония Шостаковича, и «Иван Грозный» Эйзенштейна, и блокадная лирика Ахматовой.

Мне кажется, что как раз в редкие моменты всемирного благополучия искусство начинает топтаться на месте, как гончая, потерявшая след. Словно кто-то забыл подбросить дров в печь, и она начинает постепенно угасать. Но такие моменты – к сожалению или счастью – редкость, так что художникам почти всегда есть чем вдохновиться.

С самими художниками все понятно. У них от природы внутри есть как бы еще одна личность, которая иногда настойчиво требует самовыражения, и горе тому художнику, который будет игнорировать эти требования. А зачем нужно искусство зрителям?

Возможно, тут дело в потребности новых впечатлений. Пусть и неосознанно для нас, но человеческий мозг всегда будет настойчиво требовать зрелищ. Желательно, поярче. Вы замечали, что если вы едете по дороге и вдруг рядом происходит авария, то там сразу образовывается пробка? И это не только потому, что из-за аварии дорога сужается, а еще и потому, что все водители, проезжающие мимо, обязательно притормаживают, чтобы разглядеть, что там случилось. И чем больше авария, тем медленнее все едут. А если там еще и скорая стоит, и дымится что-то, то скорость вообще приближается к скорости пешехода.

И ведь, по логике, нужно наоборот сделать! Постараться проехать мимо поскорее, чтобы не создавать затор, не мешать медикам и полиции делать свою работу. Но любопытство сильнее разума. Словно в это момент мозг скомандовал: «О! Авария! Класс! Тормозим!» И вы тормозите, хотя внутри себя иногда испытываете неловкость от того, что глазеете на чужую беду.

А вот в театре реальное горе обычно редкость. Приходя туда, мы знаем, что все, что сейчас увидим, это как бы не по-настоящему. И взаправду погибших не будет. И все Гамлеты мира после сценической смерти выйдут на поклон. Но все равно, даже зная, что все, что мы сейчас увидим, – вымысел, мы идем в театр. Потому что пусть и вымышленные, но достоверно сыгранные чувства нас захватывают. Мы смеемся и плачем над иллюзией. И хотя мы и понимаем, что все это чья-то выдумка, но слезы-то у нас настоящие! И в эти моменты, мне кажется, происходит именно то, почему у нас есть не просто любопытство, а именно внутренняя потребность в искусстве.

Представьте себе скороварку, в которой что-то варится. И когда там уже все кипит и собирается много пара, то нужно открыть клапан, чтобы дать этому лишнему пару выйти, иначе весь ваш ужин разметет по кухне. И вот я думаю, что человек, он тоже немного скороварка. В нем накапливаются энергия, эмоции, и, если не дать им выход, может случиться взрыв. А искусство, возбуждая в нас чувства и помогая им проявиться, как раз и открывает клапан и позволяет избавиться от накопившейся внутри энергии.

Я это замечала по себе. Вот посмотрели вы хороший спектакль. Тут, конечно, ключевое слово «хороший». Допустим, вам повезло и он действительно хороший, вы, по выражению Булгакова, на время забыли, что вы в театре. Три часа вы смеялись, плакали, хлопали, восхищались, со-чувствовали и со-переживали. И потом, выходя из зала, вы чувствуете себя немного опустошенным, словно из вас вытряхнули все лишнее. В этом состоянии вы едете домой, и вам очень хочется сохранить его подольше, поэтому вы готовы смотреть благосклоннее на несовершенство этого мира и даже легко простите человека, случайно толкнувшего вас в метро.

Поэтому, если отвечать коротко, зачем нужно искусство, я бы сказала, что это аварийный клапан, через который из человеческой души через пережитые эмоции выходит лишняя энергия, которая при случае еще неизвестно, во что может превратиться.

Когда-то Бенуа сказал про картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван», что человек, который хоть раз увидит эту картину, навсегда застрахован от зверя, скрывающегося у него внутри. 


Читайте также


Возрождение франко-британского альянса

Возрождение франко-британского альянса

Алексей Фененко

Расклад сил на Западе напоминает Крымскую войну

0
463
Как США внесли вклад в "культурную революцию" в КНР

Как США внесли вклад в "культурную революцию" в КНР

Владимир Скосырев

Подстрекательница погромов китайской интеллигенции в 1960-х последние годы жизни провела в Америке

0
1157
Мексика не может простить королю Испании исторических коллизий

Мексика не может простить королю Испании исторических коллизий

Данила Моисеев

Филиппа VI не пустили на инаугурацию главы государства после отказа извиниться за преступления конкистадоров

0
2338
От Древней Греции к ЮНЕСКО

От Древней Греции к ЮНЕСКО

Марина Кривенькая

Уроки прошлого и современные вызовы международного образования

0
1462

Другие новости