«Ну что, дадим Толстикову шанс, пусть потрудится над моим портретом». Александр Толстиков. Портрет народного художника СССР, академика РАХ П.П. Оссовского. Холст, масло. 2014–2015
Работая над портретной серией выдающихся российских деятелей науки и культуры, я решил написать известных старейших художников, творчество которых в середине 60-х годов прошлого столетия придало новый импульс и направление в отечественном изобразительном искусстве. Человеку, который чего-либо очень хочет, обычно всегда на помощь приходит случай. Так и мне – случай материализовался в лице ученого секретаря Отделения живописи Российской академии художеств, искусствоведа Светланы Маслаковой. Я обратился к ней, поведав о своей заветной мечте. Признался и испугался – ну, не наглец ли!
К моему удивлению, Светлана Георгиевна тут же набрала номер и сказала в трубку: «Петр Павлович, здравствуйте! Как вы себя чувствуете? Как настроение в целом? Петр Павлович, может быть, вы найдете немного времени на встречу с одним человеком? Он известный ученый-химик и профессиональный художник, член-корреспондент Российской академии наук и академик Российской академии художеств. Зовут его Александр Толстиков. Александр Генрихович хотел бы познакомиться и поговорить с вами, и еще у него есть мечта написать ваш портрет. Мы придем к вам, разрешаете? Вот и отлично! Александр Генрихович возьмет с собой диктофон, фотоаппарат и альбом для рисования. Можно? До скорой встречи!»
Потеряв от неожиданности дар речи, я только и мог, что глупо улыбаться. Взяв себя в руки, я наконец осознал – так это же Оссовский!
В назначенный день в конце февраля 2014 года я пришел в кабинет Светланы Георгиевны Маслаковой. Накануне, созвонившись с ней, я предложил зайти в приличный магазин и купить что-нибудь нестандартное из закуски, а к ней что-нибудь традиционное для художников, хотя бы хороший виски.
Добравшись до дома, в котором последнее время жил Оссовский, мы поднялись на десятый этаж. Отворив незапертую дверь, вошли в мастерскую, которая, к моему удивлению, оказалась обыкновенной квартирой с небольшой прихожей, тускло освещенной и сплошь заставленной работами средних размеров в рамах. Впереди в большой комнате спиной к нам за широким столом сидел сам хозяин в красной рубашке и темно-синей безрукавке.
Петр Павлович, опираясь о стол руками, с трудом поднялся на ноги и медленно повернулся в нашу сторону. Он распростер объятия и трижды по-православному расцеловался со Светланой Георгиевной. Затем буквально впился в меня своими пронзительными и умными глазами. Прошло несколько секунд, после чего Оссовский сказал мне, пожимая протянутую руку: «Вот вы какой, Толстиков! Ну, проходите. В советские времена работал в Ленинграде то ли первым секретарем горкома, то ли обкома тоже Толстиков, не родственник ли?» Услышав отрицательный ответ, Петр Павлович перевел взгляд на яства, которые мы принесли и которые Светлана Георгиевна поспешила разложить на столе.
Сдвинув строго брови, спросил: «Что это? Для чего принесли, если сами не будете есть? Убирайте все к черту! Светлана, ты же знаешь – мне нельзя ничего, кроме овощей, жидких кашек и некрепкого чая. Впрочем, это какой виски, шотландский, односолодовый? У вас, молодой человек, хороший вкус! Наливайте себе по полной, а мне только половину рюмки и разбавьте водой. А это что такое? Cырная тарелка с медом? Как можно есть сыр с медом?! Глупость какая! Выдумают ведь такую чепуху! Тоже мне эстеты. Уберите это с глаз долой, да и вонь от сыра ужасная!»
Обращаясь ко мне, спросил сердито: «Что это вы за штуковину приноравливаете? Диктофон? Уберите, не желаю, что за моду взяли, чуть что на диктофон! Нет, батенька, давайте так – если хотите что-то узнать, спросите и запишите в блокнотик. Нет и еще раз нет!»
Тут за меня заступилась Светлана Георгиевна. Оссовский посмотрел на меня и махнул рукой: «Ладно, только из любви и уважения к Светлане Георгиевне включай свой магнитофон, но не сразу, немного погодя, и постарайся сделать это незаметно».
Итак, первый «фильтр» удалось проскочить. Но расслабляться не приходилось…
«О чем поговорить хотите? – обратился ко мне Оссовский. – Мне Светлана Георгиевна говорила, что ты – ничего, что я на «ты»? – химик и художник по профессии. Позволь полюбопытствовать, как такое возможно? Не могу в толк взять, ведь и тем и другим надо заниматься серьезно, каждый день. Как это можно сидеть на двух стульях? Не верю я в наше время во всякого рода да Винчей и Ломоносовых – кишка тонка. Хотя кто тебя знает, может, и правда ты второй Ломоносов. Может, мы сидим рядом с гением? А какой художественный институт ты оканчивал, у кого учился?»
«Слушай, давай ты не будешь фотографировать мою палитру, не надо, стыдно такую показывать». Фото автора |
Оссовский оживился: «Так ты учился у Рашида Нурмухаметова? Я его хорошо знал! Рашид был прекрасным, ярким мастером, энергичным и деловым председателем Союза художников Башкирии. Значит, ты его ученик! Это меняет дело!»
Приободрившись, я начал свое наступление: «Петр Павлович, на вашем столике у окна лежит палитра, которую я хотел бы сфотографировать. А еще кисти: среди них вижу достаточно много мягких колонковых. Вы не любите использовать кисти из щетины?»
Оссовский подался вперед: «Кто тебе сказал, что я не пишу щетинистыми кистями? Как ты думаешь, можно ли большие полотна написать только тонким колонком? Хотя, знаешь, мой друг Гелий Коржев отделывал свои огромные полотна тонкими мягкими кистями. Мог в течение недели выписывать один глаз или ухо. Зато каких невероятных эффектов добивался!»
А потом вдруг, неожиданно: «Слушай, давай ты не будешь фотографировать мою палитру, не надо, стыдно такую показывать. Обычно я всегда ее чистил, но последнее время мне врачи строго-настрого запретили возиться с масляными красками и использовать летучие растворители типа уайт-спирита и пинена. Что же ты хочешь, мне на будущий год 90 лет исполнится, знаешь об этом факте? Скажи, а какие мои работы тебе нравятся?»
Я остановился на двух его монументальных пейзажах – «Солнце над Красной площадью» и «Дворцовая площадь». Именно в этих лаконичных работах без ложного пафоса чувствуется честное отношение большого художника к истории своей державы. На что Петр Павлович ответил: «А я и есть человек державный! Я – Красная площадь современного русского изобразительного искусства. Мой старейший друг и коллега Виктор Иванов – это русский народ! Вот кто по-настоящему народный художник, а я – Красная площадь, так и запиши!»
Мое воображение мгновенно нарисовало эскиз будущего портрета Оссовского – на плакатно-красном фоне, в красной рубашке и темно-синей жилетке, за рабочим столом в старинном кресле сидит художник – лицо открытое, данное в анфас, глаза смотрят вопрошающе на зрителя.
Не сдержавшись, в эмоциональном порыве я схватил фотоаппарат и навел его на Оссовского, желая зафиксировать смоделированный в голове образ, но не тут-то было... Увидев в моих руках фотоаппарат, он пронзительно крикнул: «Немедленно прекрати, я дал тебе согласие только на фотографирование палитры! Для чего тебе мои фотографии? Ты хочешь по ним писать мой портрет? Какой же ты художник? Не ленись, при первой возможности глазами изучай и запоминай человека. Рисуй его в голове, обобщай, компонуй. Посмотри мои автопортреты, ты думаешь, что я тупо сидел перед зеркалом и механически срисовывал себя? Нет, дорогой мой! Сначала я хорошо изучил свое лицо, после чего от себя свободно рисовал и писал его без воспроизведения «фотографических» подробностей – здесь прыщик, тут бородавка… Фу, противно!»
И резюме: «Ну что, Светлана Георгиевна, дадим Толстикову шанс, пусть потрудится над моим портретом. Только смотри мне, чтобы без всяких вывертов, и приходи чаще, показывай основные этапы работы над ним. А какого размера планируешь холст?» Я ответил, что заказал уже квадратный подрамник со стороной 110 см. «Достойный размер, до конца года успеешь? Интересно посмотреть на окончательный результат».
К концу 2014 года портрет был написан, одобренный после многих переделок великим Мастером. Ушел из жизни Оссовский 1 августа 2015 года… Портрет Петра Павловича Оссовского находится в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова в Уфе.