Жаль, что к экспонатам нет возможности прикоснуться.
Особняк Луниных на Никитском бульваре, утраченный в пожаре 1812 года и заново отстроенный несколькими годами позже, давно известен каждому москвичу как основное здание Музея Востока. Очевидно, что его экспозиции тесновато в небольшом доме, но в этой тесноте есть свой шарм. Ведь залы не подавляют так, как стадионных размеров Эрмитаж. И в них нет императорского блеска Кремля.
Когда мы покидаем раскаленный августовским солнцем бульвар и делаем шаг внутрь, в прохладу особняка, на нашем лице поневоле возникает улыбка. Музей словно обволакивает нас и приглашает пройти внутрь – где среди извилистых, как карты Магеллана, коридоров хранятся восточные сокровища, бережно собранные по всему миру. Музей Востока – очень уютный. Как будто в самом начале экспозиции добрая смотрительница нальет нам ароматного чая из самовара и отправит бродить по его гулким коридорам.
Эта затянувшаяся вводная конструкция мне была нужна, чтобы подчеркнуть свою тягу к скрипучим половицам 200-летнего особняка, чтобы подчеркнуть нежное отношение к его крепостной толщины стенам и высоким потолкам, украшенным богатой росписью.
Открытие выставки «Пять стихий чая» стало причиной, по которой я вновь открыл двери особняка на Никитском бульваре. И то, что я увидел внутри, убеждает меня, что этой выставке не суждено будет затеряться даже среди традиционно насыщенной московской афиши.
Это экспозиция для тех, кто готов присматриваться в едва уловимые нюансы поблекших цветов. Для тех, чьи пальцы привычно нащупывают шершавую поверхность тяван – пиал традиционной формы, из которых уже сотни лет в Японии пьют чай.
Написал «пьют» и остановился. Простой глагол «пить» не в полной мере отражает тот удивительный комплекс действий, известный всему миру как «чайная церемония». Как и в Италии пицца – не просто еда, так и в Японии чай – это не просто напиток. Чайная церемония – как многослойная история, погружаясь в которую ты открываешь для себя все новые и новые пласты. В этом действе живет религия, в этой религии – медитация, а в медитации – чистая поэзия. Чайная церемония – это не про жажду. Она про ощущения на кончиках пальцев. Она была создана для людей с тонкими внутренними настройками.
На этой выставке хочется помолчать. Фото автора |
Как жаль, что нет возможности прикоснуться к этим керамическим чашам, которые помнят как тепло пальцев, снаружи прикасавшихся к ним 300 лет назад, так и температуру напитка внутри, когда аристократы дегустировали его в особых чайных комнатах тясицу.
Мне кажется, в этом взаимообмене энергиями – тепло снаружи и изнутри – таится удивительная магия чая, которую мы с вами чувствуем, быть может, даже не задумываясь о ней. Никаких картонных стаканчиков! Все эти take away – компромисс, придуманный для нас, жителей больших городов. Ведь чай, как мы уже говорили ранее, – это не про жажду.
Обойдите залы музея, обращая внимание на каждую деталь. Здесь нет ничего случайного. Линия, форма, цвет. Каждая часть находится ровно на своем месте, и ее изменение в пространстве нарушит магию экспозиции. Не покидает ощущение, что если мы дотронемся до хрупкой ветки икебаны – сработает сигнализация: настолько точно все элементы подогнаны друг к другу.
Про что это выставка? Я не знаю. Честно. Про историю чайной церемонии? Конечно. Про форму чаш и чайников? Безусловно. А еще она про истинную красоту и про то, что нужно не торопиться. Про то, что все-все-все имеет значение и приходит в нашу жизнь в тот момент, когда мы в этом особенно нуждаемся.
Про то, что можно наслаждаться миром без искусственных красителей и консервантов. Про то, какой настоящей, ламповой была жизнь наших предков и что к подобной трушности было бы неплохо стремиться.
Нет, в монастырь мы, конечно, не пойдем, но, посетив эту удивительную выставку, собранную на кончиках пальцев, без сомнения, мы сможем ощутить внутри улыбку чужих богов, научивших сотни лет назад японцев обнимать шершавую керамическую чашу и делать первый глоток напитка, ставшего частью религии для всего мира. Ведь чай – это не про жажду.