Сфера кинопроизводства продолжает эволюционировать, расти и интегрироваться с современными технологиями. Фото автора
За более чем вековую историю кинематограф претерпел колоссальные изменения – от дрожащей размытой картинки в XIX веке до целых виртуальных миров сегодня, в которые зритель погружается с головой, теряя грань реальности. Сфера кинопроизводства продолжает эволюционировать, расти и интегрироваться с современными технологиями, которые, в свою очередь, влекут за собой формирование целых профессий. DIT – новая, но крайне востребованная специальность на современной киноплощадке, позволяющая увидеть фильм глазами зрителя прямо во время съемок.
Революция
В последнее десятилетие индустрия кино пережила настоящую революцию. Почти полностью вышла из употребления кинопленка, и все начали снимать на цифру. Участникам кинопроизводства пришлось учиться работать с цифровыми камерами и осваивать новые технологии. Если раньше, во времена пленки, снятый материал отправляли в лабораторию на проявку и только спустя дни или даже недели видели финальный продукт, то сейчас цифровое изображение получаем сразу. Однако до итогового результата, с подходящей по операторской задумке цветокоррекцией, еще далеко.
На съемочной площадке возникла острая нужда в человеке, который не только знал бы операторскую кухню, но и был грамотным айтишником, способным постоянно совершенствовать съемочный процесс.
Операторы начали «изобретать велосипед» под определенную актуальную задачу: как добиться идеальной картинки сразу при съемке? И решением стало возникновение новой позиции в операторском цеху – DIT (от англ. Digital Imaging Technician), дословно переводится как «специалист по цифровому изображению». По сути, DIT – это маленькая, но мощная лаборатория постпродакшена, которая разворачивается прямо в процессе видеосъемки. Впервые это новшество применили при создании рекламных роликов для крупных брендов, а потом перенесли и в киноиндустрию.
Вау-эффект
Искусство кино состоит в том, чтобы помочь зрителю уловить эмоциональные оттенки происходящего на экране. Оно балансирует между непонятными и недоступными тонкостями восприятия и очевидными, «плоскими» вещами, доступными на животном уровне. И цветокоррекция здесь имеет колоссальный вес. При работе с DIT команда, режиссер, оператор могут более четко выстраивать этот эмоциональный баланс, будь то грустная сцена в холодных тонах или радостная сцена отдыха на солнце, – все должно восприниматься зрителем с экрана подсознательно, погружая его в происходящее с головой.
Почти полностью вышла из употребления кинопленка, и все начали снимать на цифру. Фото автора |
Например, мы снимали художественный фильм Арсения Сахира «Кольская Сверхглубокая». Это масштабный зимний блокбастер про шахту глубиной в 12 км. Начали с шикарного павильона в Москве, потом переехали за северный полярный круг и снимали в настоящей шахте глубоко под землей, в городе Заполярный. После чего переместились в Териберку и снимали на побережье Баренцева моря. Мы получили незабываемый опыт от работы зимой в Заполярье. Очень хотелось передать его зрителям, чтобы они с экранов напитались этой холодной красотой и суровостью природы.
Однако вопреки разным локациям и времени съемок цветовая картинка должна быть единой. И здесь на арену выходит DIT-специалист, который делает так, что визуальный язык картины выглядит как единое творческое произведение, несмотря на растянутый во времени процесс. Именно он хранит у себя все сравнения, может напомнить всей команде, что и как было снято.
Или же снимали прошлым летом еще не вышедший на экраны фильм «Омут» Дениса Крючкова в лесу под Великим Новгородом, среди невероятного количества насекомых. Мы ходили в защитных костюмах, жгли шишки в кастрюлях, чтобы отгонять мошкару и слепней. Локации были настолько труднодоступны, что с нами было минимум техники. Вся моя «лаборатория на площадке» сводилась к тому, что я мог разместить в рюкзаке и на коленях.
Работа в ограниченном пространстве, борьба со стихией, будь то дождь, снег, жара или холод, – DIT позволяет видеть настоящее изображение, здесь и сейчас, непосредственно во время съемки. Именно то, что задумали оператор с режиссером еще в момент подготовки. Это страхует от непредвиденных творческих и цветовых ошибок, которые становятся заметны только на монтажном столе, когда уже нет возможности переснять материал.
Профессия будущего
В России DIT-специалисты только начинают появляться. Новая специальность за очень короткое время стала крайне востребованной. Поэтому мы с энтузиазмом помогаем тем, кто хочет приобщиться к профессии. Уже сейчас на съемках часто присутствуют интерны, которые набираются опыта и проходят мастер-классы прямо в процессе работы. Кроме того, удалось выпустить первый курс DIT в Свердловской киношколе, который поможет молодым специалистам найти себе новую, актуальную нишу для работы. Профессионал DIT всегда должен находиться в развитии. Сама суть специальности в том, чтобы быть в курсе всех технических новинок и применять эти инструменты в процессе создания кино.
Хочется верить, что вопреки всему происходящему нам удастся добиться большего обмена опытом между странами и русские специалисты продолжат участвовать в киновыставках и конференциях.
Мир кинематографа – это глобальное единое поле для творчества, и крайне важно сохранить его целостность и способность эволюционировать. Только так оно продолжит жить и напитывать зрителей новыми смыслами и сюжетами.