0
4449
Газета Стиль жизни Интернет-версия

11.12.2022 17:48:00

Многоликий Израиль

Еврейское государство постепенно становится плавильным котлом народов и культур

Геннадий Петров

Об авторе: Геннадий Евгеньевич Петров – обозреватель «НГ».

Тэги: израиль, парадокс, общество, экстренная репатриация, политикка, нетаньяху, религиозные евреи

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

On-Line версия

израиль, парадокс, общество, экстренная репатриация, политикка, нетаньяху, религиозные евреи Община харедим растет быстрее арабской: кого-то это беспокоит, кого-то нет.

Как-то раз автор этой статьи смотрел израильское телевидение. В викторине для школьников их просили придумать слово, наиболее точно характеризующее страну. Один из них, недолго думая, выбрал слово «парадокс». Нельзя не признать, что в данном случае устами школьника глаголет истина. Нет более парадоксальной страны в мире, чем Израиль, – и по ее историческому пути, пройденному как бы вопреки, а не благодаря складывающимся обстоятельствам, и по ее реалиям, которые порой поразительным образом отличаются от того, что, казалось бы, должно быть.

Всем, кто недоволен дотошностью российских пограничников в российских аэропортах, советую посетить Израиль. Велика вероятность, что после общения с сотрудниками служб безопасности местных авиакомпаний вы наши родные «зеленые фуражки» прямо-таки даже возлюбите. Как я, например, возлюбил после двух! (при отлете и по прилете) собеседований, или, правильнее сказать, допросов, последний из которых я прошел, отстояв длинную разноязыкую очередь из таких же, как я, несчастных, чья цель визита, личность или уж я не знаю что почему-то вдруг вызвали подозрения. Всем нам предстояло отвечать на вопросы о цели и причинах визита в Израиль, профессии, доходах, доходах родных, знакомых, родных знакомых и родных знакомых знакомых и отбиваться от попыток заглянуть в телефон и ноутбук. Отбиться вряд ли выйдет: ведь ваши собеседники вежливы, но тверды в своих намерениях.

Такова она, знаменитая израильская система безопасности, причину появления коей все приезжающие сюда, конечно, понимают. Допрашивать всех, необязательно арабских, пассажиров с пристрастием здесь стали очень давно под влиянием событий 30 мая 1972 года. Тогда в аэропорту Лод (ныне – имени Бен Гуриона) группа японцев в строгих деловых костюмах, пройдя паспортный контроль и получив чемоданы, извлекла оттуда автоматы и открыла огонь по всем, кто ей встретился. Жертвами того теракта, одного из самых кровавых в истории Красной армии Японии, стали десятки человек.

Но теперь, как создается впечатление, отлавливают не столько террористов, сколько тех, кто хочет в Израиле остаться. И тем и другим не рады в равной степени – так во всяком случае утверждают некоторые евреи из России, приехавшие сюда по программе экстренной репатриации, объявленной израильским правительством после 24 февраля. Автору этой статьи пришлось выслушать несколько в целом одинаковых историй: семья приехала, воспользовавшись этой программой, – и вот сидит уже много месяцев в гостинице, проедая сбережения и ожидая получения гражданства. Процесс предоставления прибывшим из России евреям израильского паспорта неожиданно оказался более долгим, чем раньше. И «Натив» (правительственное ведомство по контактам с диаспорой Восточной Европы, занимающееся проверкой еврейства репатрианта) почему-то стал работать медленнее, и МВД вдруг озаботилось требованием каких-то новых документов, которые до этого сроду не спрашивали. А работать между тем, пока паспорта нет, легально нельзя. Тем не менее многие, рискуя вовсе вылететь из страны, работают, о чем напоминают прямо в центре Тель-Авива многочисленные объявления на русском языке. В них предлагается какая-нибудь неквалифицированная «работа с утра и после обеда» даже тем, кто сейчас находится в статусе туриста.

19-12-2480.jpg
«Как может быть мир если нет доверия?» – задается вопросом неизвестный автор тель-авивского граффити. Фото Reuters
Причины, по которым программа экстренной репатриации забуксовала, и местная пресса, и сами репатрианты называют разные. Одни винят российские власти: те, дескать, опасаясь утечки мозгов, давят на руководство Израиля, пытаясь ограничить новую волну миграции. Другие упирают на израильские внутриполитические факторы. Программа экстренной репатриации была сгоряча объявлена правительством Яира Лапида, левоцентриста, да к тому же в конфликте России и Украины занявшего украинскую сторону. Вопреки его ожиданиям программой воспользовались преимущественно не украинские, а российские евреи. И пока правительство гадало, что с ними делать, наступили парламентские выборы, которые выиграли правые. В кресло премьер-министра возвращается непотопляемый Биньямин Нетаньяху. В новом кабинете министров посты, связанные с репатриацией, вероятнее всего, отойдут его союзникам, религиозным партиям. А те не в восторге не только от новой «алии» (волны репатриантов), но и от притока соискателей израильского паспорта вообще.. Религиозники чаще других израильских политиков возмущаются тем, что среди оседающих в стране все больше оказывается неевреев. Они сюда попадают и как члены семей репатриантов, и просто так, как оказывается нелегальный мигрант в любой другой стране.

В том что Израиль в плане культурного разнообразия ныне похож на практически любое сколько-нибудь развитое государство планеты, наиболее наглядно можно убедиться, если последовать через автобусный вокзал из Тель-Авива в Иерусалим. Путь туда лежит через квартал эфиопских евреев – фалашей. Это маленький уголок Африки в Израиле. В нем чернокожие прохожие, то и дело попадающиеся надписи на языках Эфиопии и местные традиции, порой, мягко говоря, удивляющие европейца. А вот в непосредственной близости от вокзала в Иерусалиме уже начинается другой мир – квартал религиозных евреев. Здесь аккуратные дома, женщины с покрытой головой, бородатые мужчины в черных одеждах и широкополых шляпах и детишки с пейсами. Последних очень много. Что община харедим (так в просторечии именуют всех последователей многочисленных ультраортодоксальных течений иудаизма) растет быстрее, чем даже арабская община, здесь веришь сразу и бесповоротно. В этом факте таится, возможно, главное противоречие современного Израиля.

Местные и в соцсетях, и даже в граффити, которыми богато усеяны стены домов Тель-Авива, бьются друг с другом по поводу того, как следует относиться к неудержимому росту общины харедим, чье влияние на израильскую политику все возрастает. Религиозники активно голосуют, партии, которые лоббируют их интересы, влиятельны. При этом только половина мужчин-харедим работают и соответственно платят налоги. Остальные живут на пособия, тратя таким образом налоги других. Наконец, к харедим есть другой, страшный по местным меркам упрек: большая часть из них не служит в армии. Девочки и мальчики 18 лет в военной форме и с автоматами, попадающиеся в Иерусалиме на каждом шагу, выглядят прямо-таки немым укором всем этим большим могучим дядькам в черном.

Защитники религиозных евреев из числа светских израильтян, в свою очередь, возражают, что Израиль – демократическая страна. Если кому-то его убеждения не позволяют что-то делать, зачем его к этому принуждать? А не светские израильтяне скажут, что чтящие Тору и все многочисленные, строгие предписания иудаизма евреи как раз и являются самой этой страной. Ее сутью, лицом, сердцем и духовной скрепой. Значит, надо их не ограничивать, а всячески идти им навстречу. Логика спорная, по крайней мере с точки зрения многих ожидающих израильского паспорта российских репатриантов, но вполне здесь принимаемая. 


Читайте также


Лукашенко требует от своей администрации неимоверной эффективности

Лукашенко требует от своей администрации неимоверной эффективности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии сделал важные кадровые перестановки и обозначил подчиненным повышенные требования

0
2863
Израильское общество расколол вопрос о вере и армии

Израильское общество расколол вопрос о вере и армии

Геннадий Петров

Данила Моисеев

Отмена отсрочки от призыва ультраортодоксальным евреям может ввергнуть страну в нестабильность

0
2855
Константин Ремчуков. В 2024 году ЕС ввел против Китая 31 протекционистскую меру в области торговли и инвестиций

Константин Ремчуков. В 2024 году ЕС ввел против Китая 31 протекционистскую меру в области торговли и инвестиций

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 24.06.24

0
3052
Турция переходит на сторону "Хезболлы"

Турция переходит на сторону "Хезболлы"

Игорь Субботин

Анкара посоветовала Кипру не поддерживать войну в Ливане

0
2614

Другие новости