0
5628
Газета Стиль жизни Интернет-версия

23.01.2023 17:52:00

О том, как не надо растить свободную личность

Очередной слом эпохи изверг на нас новое поколение театральной публики

Ирина Осинцова

Об авторе: Ирина Сергеевна Осинцова – актриса, режиссер.

Тэги: культура, воспитание, ошибки, свободная личность, театр, культурный наставник, театральная публика


культура, воспитание, ошибки, свободная личность, театр, культурный наставник, театральная публика Оказывается, кто-то может наивно полагать, что прилагательное «маленькие» в названии произведения Пушкина означает рекомендацию «для маленьких». Фото агентства «Москва»

Около 100 лет назад театр в России стал общедоступным. Октябрьский переворот и смена власти в стране привели в зрительный зал публику, которая раньше там никогда не бывала. И если раньше партер и ложи были привилегией аристократии и дворянства, а галерка, или, как ее еще называли тогда, «раек», – местом для студентов, то после распада Российской империи в театр хлынули рабочие и крестьяне.

Причем зачастую не из тяги к искусству, а потому, что очень хотелось узнать, как же при царе развлекались аристократы и буржуи. В мемуарах у актрисы Малого театра Веры Николаевны Пашенной есть очень красноречивые строки о непосредственности поведения нового зрителя. Театральным людям стразу стало понятно, что театру предстоит взять на себя миссию культурного наставника новой элиты.

С этой же целью, когда Сергею Владимировичу Образцову в конце 30-х годов дали наконец-то здание под его Театр кукол (который за шесть лет существования уже обрел и популярность, и своего зрителя, но до сих пор жил «на колесах»), то обставляя зону зрительского фойе, он остановился на антикварной мебели. В условиях новой реальности она была и не популярна, и не всегда уместна в уплотнившихся комнатушках коммуналок. В выборе поставить на этих трех квадратных метрах топчан для спанья или прекрасную, но бестолковую козетку, он оставался за необходимым.

Массивную, но непрактичную мебель люди сдавали в комиссионные магазины, чем оказали неоценимую услугу Образцову: зрительское фойе его театра украсили кресла и диваны в стиле чиппендейл с характерными изогнутыми ножками красного дерева и широкими сиденьями, обитыми атласом. Считая театр храмом культуры, Сергей Владимирович полагал, что если окружить зрителя прекрасными вещами в фойе, то даже маловоспитанный зритель, сидя на таком диване в ожидании звонков в зал, будет себя чувствовать по-иному. Он уже не сможет вести себя резко или вульгарно.

Созвучные идеи были и у Натальи Ильиничны Сац. Став руководителем детского музыкального театра, она перед каждым спектаклем выходила на сцену к юным зрителям и обращалась к ним с приветственным словом, в котором в свойственной ей увлеченной и темпераментной манере не только рассказывала о спектакле, но и о принятом театральном этикете.

Все эти усилия в совокупности возымели свои действия – вспомним муки героя рассказа Зощенко, который забыл надеть галстук в театр, или кадры старых кинохроник советских времен. Публика в театр шла не просто нарядная – в зрительном зале не увидеть было женщин в сапогах: только туфельки и обязательно маленькие сумочки, в которых непременно есть театральный бинокль. Отношение к театру было, как к чему-то не бытовому, куда нужно нести «лучшую версию себя».

Очередной слом эпохи изверг на нас новое поколение публики. Понятно, что 90-е годы были сложными, иногда трагичными, и многим было просто не до прививания эстетических требований своим детям. Но сегодня эти дети выросли и ведут уже своих детей к нам в театр, и мы, как когда-то Образцов и Сац, снова решаем вопросы прививания культуры. А это, как сказал Зощенко, «собачий вопрос».

14-8-2480.jpg
Руководитель детского музыкального театра
Наталья Сац перед каждым спектаклем
выходила на сцену и обращалась
к юным зрителям с приветственным словом.
Фото РИА Новости
Изюминка сегодняшнего юного зрителя – в особой «фишке» современного воспитания. Дело в том, что многие родители сейчас являются адептами теории, что детей нельзя ни в чем ограничивать, ругать и уж тем более наказывать. Только в этом случае они вырастут свободными, психологически здоровыми и смогут реализовать себя.

Корявое понимание этой теории привело к тому, что родители вообще никак не реагируют на порой дикие выходки своих отпрысков. Таких детей сразу не только видно в зрительном зале, но и слышно. Они будут разговаривать в полный голос, мешать соседям, играть в телефоне, а если кто-то сделает им замечание, то наткнется на возмущенный взгляд, а то и отповедь родителя, который убежден, что все в порядке.

При этом родители таких детей по первому же их требованию достанут из сумки бутерброд или пакет с чипсами, и этот хаос дополнится еще шуршанием целлофана, чавканьем и сопутствующими запахами. То, что это мешает окружающим, – не важно; важно, что мы растим свободную личность. А объяснять ребенку, что во время просмотра спектакля не принято есть и что существует разница между кинозалом и театром – слишком сложно, да и не в тренде.

Хотя что это я на детей набросилась? Выкрутасы взрослых зрителей на спектаклях тоже не подарок. Был такой случай. В тот вечер мы давали «Маленькие трагедии» по пьесам Пушкина. Уверена, что большинство читателей не нуждаются в кратком пересказе. Это действительно трагедии, все грустно. И масштабностью от знаменитых шекспировских они отличаются лишь тем, что Александру Сергеевичу, чтобы довести Сальери от замысла убийства до воплощения, нужен один акт, а сэру Вильяму, чтобы то же самое проделать с Гамлетом, понадобилось пять и приблизительно столько же часов сценического времени. Вот уж воистину, краткость – сестра таланта.

Так вот, в этот вечер на сцене нашего театра игрались «Маленькие трагедии» Пушкина. Спектакль начинался с довольно продолжительного монолога Барона из «Скупого рыцаря». Полный зал завороженно наблюдал, как в сыром мрачном подземелье умирающий старик, сражается со своими страхами, склонившись над единственным смыслом своей жизни – золотом.

И вдруг тишину зрительного зала прорезал... плач младенца. В самый кульминационный момент, когда барон осознает, что он смертен, а значит, его сокровища неизбежно попадут в другие руки, его вопль отчаяния разбудил ребенка, который до этого мирно спал на руках у зрительницы.

С этого момента спектакль пошел по другим рельсам. Потому что в соревновании между искусством и орущим младенцем побеждает громкость. А несчастье артистов на сцене заключается еще и в том, что они не могут разрушить пресловутую четвертую стену и должны продолжать играть, несмотря на творящийся в зале хаос.

Капельдинер в темноте, пробираясь через зрительные ряды на источник истерики, обнаружила в зале женщину с грудным ребенком на руках. И, шипя театральным шепотом, попросила ее выйти из зрительного зала, чтобы успокоить младенца в фойе и не мешать другим смотреть спектакль. Пока это все произошло, пока мама собрала себя, ребенка, все свои вещи и пробралась через сидящих соседей, барон на сцене благополучно скончался, а зрители, невольно отвлеченные действом в зрительном зале, пропустили половину трагедии Пушкина.

После спектакля капельдинер рассказала, как развивались события в фойе после того, как эта чудная женщина покинула зрительный зал. Когда ребенок успокоился, она спросила у матери: зачем же идти с грудничком на вечерний спектакль? Ответ нас всех поверг в шок, до сих пор вспоминаем с изумлением. Женщина ответила: «Ну, спектакль же называется «Маленькие трагедии»! Вот я и подумала, что это спектакль для маленьких!»

Конечно, можно порадоваться за мамочку, не читавшую раньше Пушкина, для которой, возможно, теперь открылся целый новый мир. И за ее ребенка, для которого знакомство с театром началось с солнца русской поэзии и одного из самых грандиозных его творений. Но остается вопрос: а за что пострадали остальные 500 зрителей и артисты, работающие на сцене?

Как в известном анекдоте, похоже, все надо начинать заново. Это я про прививание культуры.  

 


Читайте также


Православный зритель – широкий зритель

Православный зритель – широкий зритель

Ольга Рычкова

Русский духовный театр «Глас» глазами его основателей Татьяны Белевич и Никиты Астахова

0
1025
Союз театральных деятелей готовится к 150-летию

Союз театральных деятелей готовится к 150-летию

Елизавета Авдошина

В Москве впервые прошел форум председателей его региональных отделений

0
1848
Энергичная «Библионочь»

Энергичная «Библионочь»

Василий Матвеев

В этом году просветительская акция в российских библиотеках прошла при поддержке компании Эн+

0
1493
Адвокатура нашла еще один аргумент против смертной казни

Адвокатура нашла еще один аргумент против смертной казни

Екатерина Трифонова

От судебных ошибок пострадают те, кому не хватит денег на хорошего защитника

0
1954

Другие новости