Анна Михалкова удивилась, что Кустурица вообще знает о ее существовании, но выглядела очень довольной.
Я никогда не была в Сибири, а всегда хотелось. И вот свершилось – позвали в Ханты-Мансийск на XXI кинофестиваль «Дух Огня», детище светлой памяти режиссера Сергея Соловьева. Теперь президентом фестиваля является Эмир Кустурица.
Вот у Кустурицы, в построенном им в Сербии Дрвенграде, была и впечатлилась как месторасположением (Мокра Гора; резиденция и этнодеревня в одном лице построены на месте съемок фильма «Жизнь как чудо»), так и идеей возникновения этого уникального места (Эмир как противник сепаратизма, обидевшись на родное Сараево, решил устроить себе идеальное местожительство – новый дом в широком смысле этого слова. Кстати, Дрвенград в свое время был признан лучшим архитектурным проектом Европы).
Ну и, разумеется, впечатлилась я колоритным хозяином городка, чьи улицы названы в честь уважаемых им личностей – Федерико Феллини, Ингмара Бергмана, Брюса Ли, Андрея Тарковского, Че Гевары, Николы Тесла; есть там и площадь Никиты Михалкова. Кустурица тогда, перед самой пандемией, радушно встречал у себя нашу делегацию российских журналистов (и прекрасно общался с нами по-русски – даже без акцента).
Возможность новой встречи с мэтром мирового кинематографа радовала и «предвкушала», но накануне открытия фестиваля мэтр ухитрился на своей Мокра Горе сломать ногу! Прислал нам видео с больничной койки (которое покажут на торжественном открытии «Духа Огня») с комментарием: вот такая неожиданность, завтра операция, но если все пойдет хорошо, постараюсь прилететь к вам на закрытие. (Конечно, не прилетел – куда там со свежей травмой!)
И это, пожалуй, единственное разочарование, постигшее нас в этой поездке. Все прочее было просто великолепно, начиная с гостиницы – такого заботливого отношения к гостям я не встречала нигде в мире; помимо нас там жили паралимпийцы и дети-спортсмены, приехавшие на сборы, – полна коробочка.
Особенно впечатлила служба питания, работавшая, похоже, в круглосуточном режиме (ну, если шведский завтрак начинается в семь утра, шведский обед в час дня, а шведский ужин в семь вечера, заканчиваясь в 22 часа, – да, получается, в круглосуточном). Приходишь утречком на, казалось бы, стандартный отельный завтрак – и видишь не только кучу разносолов, но и тетеньку, пекущую с пылу с жару блинчики, и уйму персонала, предвосхищающего любое твое желание, будь то взять вилку-ложку или разобраться в представленных приправах и соусах.
А собственная свежая и чертовски вкусная выпечка – утром булочки и пирожки, в обед пироги, вечером пирожные, и так каждый божий день! В номере, в памятке гостя прочла: «Рассматривая гостеприимство как искусство и великое мастерство, мы сделаем все возможное, чтобы вы остались довольны пребыванием у нас». Мы остались.
Белоснежный и малолюдный Ханты-Мансийск. Фото автора |
Родители пришли с детьми на открытие нашего фестиваля – казалось бы, взрослое вечернее мероприятие. Родители ходят вместе с детьми в одну из главных достопримечательностей города – бассейн с горячими минеральными источниками под открытым небом посреди соснового леса. ( Я и в страшном сне не могла представить себя топающей в купальнике по сугробам в минус 15 из раздевалки к бассейну – тем не менее два часа плавания в горячей минералке оказались чистой эйфорией. Как сказала одна моя коллега: «То были лучшие два часа в моей жизни».)
Посмотрела в «Яндексе» – в маленьком Ханты-Мансийске 75 центров развития детей, в том числе Центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, а также Центр искусств для одаренных детей Севера (где, кстати, проходили многие фестивальные показы). Скорочтение, шахматы, информатика, музыка, спорт, детские технопарки «Кванториум»…
Хотите верьте, хотите нет, за все время пребывания в Ханты-Мансийске я ни разу не видела ребенка, уткнувшегося в смартфон! С книгой, со скрипкой, в форме российской олимпийской сборной – видела. Маленьких людей со столь одухотворенными лицами раньше встречала лишь в Пушкинском музее в Санкт-Петербурге. Неудивительно, что на открытии фестиваля кинодебютов «Дух Огня»на сцену был вызван и награжден (9-, 11-летний?) автор победившего видеоролика.
Программа фестиваля оказалась огромной: в ней были представлены фильмы из России и еще 16 стран мира. Конкурсная программа российских и международных дебютов включала международный конкурс под председательством Павла Лунгина, «Дебют – короткий метр» под председательством Леонида Каневского, конкурс российских дебютантов под председательством Алексея Мизгирева, а также программу фильмов для детей и юношества, ретроспективу Петра Чердынина и внеконкурсные спецпоказы.
Из последних выделю «Айту» Степана Бурнашева, которая весьма вписывается в тему фестиваля этого года («Культура малых народов»), одновременно вписываясь в мировой кинематограф. Это очень сильное и качественно снятое авторское высказывание вполне себе уровня Ким Ки Дука и Вонга Кар-Вая. Если бы не финал – последние 10 минут, когда режиссер перестает быть художником, а становится гражданином, излагающим через посаженных за круглый (овальный) стол героев свою гражданскую позицию. А именно: давайте жить дружно, прощать друг друга, беречь себя (на экране только что шел беспощадный бой) и т.д.
Все это замечательно, но психологически никак не вытекает из показанного ранее. После оваций Бурнашев вышел на сцену – ему очень хотелось услышать наши впечатления, – был, что называется, заточен на общение. Услышали и мы, что картина снята всего за 4 млн руб. (!); когда деньги закончились, режиссер продал машину и вложил выручку в производство.
На наши рекламации насчет финала признался: «Все так говорят, и коллеги, и фестивальные отборщики – что надо было заканчивать фильм 10 минутами раньше. Но мне важен именно такой финал. Меня очень тревожит, что мы не успеваем перерабатывать информацию; мы стали забывать, что мы – хомо сапиенс, люди разумные…»
Предположим, прямая проповедь важнее искусства и хозяин – барин, но все-таки ужасно жалко – этот фильм мог бы претендовать и на «Оскар», если бы его режиссер не оказался настолько «жестковыйным». На днях премьера «Айты» состоится в Москве в «Октябре» и «Пионере».
Мы побывали на празднике оленевода, на концерте Бутусова (где как никогда актуально прозвучал его старый хит «Прощай, Америка, тебя я не увижу…»), на пешеходной экскурсии по городу, начавшейся в театре кукол с мини-концерта одаренных подростков (баян и три скрипки).
Церемония закрытия XXI Международного фестиваля кинодебютов «Дух Огня», как и церемония открытия, прошла в концертно-театральном центре «Югра-Классик». Главный приз фестиваля «Золотая тайга» за лучший дебют получил фильм «Параллакс» иранского режиссера Шахрама Эбрахими. Победителем конкурсной программы «Твое кино» стал фильм «Мороженое со вкусом сладкого картофеля» китайского режиссера Ван Чуна.
Приз имени Александра Абдулова «За лучшую женскую роль» в российском дебютном фильме» достался Хадиже Батаевой за фильм «Клетка ищет птицу». Режиссеру «Клетки...» Малике Мусаевой, выпускнице мастерской Александра Сокурова, снявшей картину по собственному сценарию и на чеченском языке, был присужден приз «Золотая тайга» имени Сергея Соловьева с формулировкой «За лучший отечественный дебютный фильм». Премьера «Клетки...» состоялась в этом году на Берлинском кинофестивале.
В конце церемонии закрытия было зачитано эмоциональное письмо от Эмира Кустурицы, в котором сообщалось, что специальный президентский приз «За создание уникальных женских образов» присужден им Анне Михалковой: «Аня, ты прекрасная великая русская актриса, ты всегда разная, достоверная, как настоящая актриса умеешь быть трагичной, но не боишься быть смешной, все жанры тебе удаются, ты воплощаешь все грани национального характера. Браво, Анна!»
Пребывавшая в этот момент на сцене в качестве члена жюри и «вручанта» Анна Михалкова, смешавшись, сказала – она удивлена, что Кустурица вообще знает о ее существовании, но казалась при этом очень, очень довольной.