В лавчонке у Манфреда помещается от силы посетителей 6–7, но это не мешает задушевности общения.
«Коль мысли черные к тебе придут,/ Откупорь шампанского бутылку/ Иль перечти «Женитьбу Фигаро».
Я думаю, что немало найдется людей, которые хватаются за этот рецепт как за спасительную соломку в условиях современного неспокойного мира. Правда, скорее их привлекает первая часть пушкинских строк о Моцарте и Сальери. Ведь, по легенде, Антонио Сальери сильно завидовал Амадею Моцарту. И эти его «черные мысли» якобы привели к трагедии. Так вот, когда пушкинский Моцарт заметил, что его друг Сальери чем-то озабочен, он, не подозревая, что это зависть, обратился к нему с этими простыми, но в то же время мудрыми рекомендациями. Вряд ли наш усредненный современник будет читать «Женитьбу Фигаро». Сейчас даже в книжных магазинах сыскать это произведение не так-то просто. Проще реализовать первую часть совета. Но у разных народов и в разных местностях на этот счет имеются свои особенности.
В маленьком курортном Майерхофене, расположенном в самой глубинке австрийского Тироля, есть своя национальная или скорее местная особенность – здесь концентрируется производство национального австрийского напитка, который наравне с венским кофе, венским шницелем, венским штруделем (яблочный пирог) составляет важную часть богатой и красивой австрийской национальной культуры.
Конечно, на ум прежде всего приходят вино и пиво, но ассортимент австрийской алкогольной продукции ими далеко не исчерпывается. В категории крепких алкогольных напитков заслуживают внимания несколько разновидностей: это фруктовый шнапс и ликер. Сегодня в Австрии для производства крепкого алкоголя почти исключительно используются фрукты и ягоды.
Технология производства этого вида австрийского алкоголя довольно-таки проста и заключается в естественном брожении продукта. Сусло несколько месяцев самопроизвольно ферментируется, а полученная брага подвергается двойной перегонке. Как правило, алкогольный напиток выдерживают в стеклянных бутылях или в деревянных бочках, но иногда употребляют практически сразу после приготовления.
Еще одна особенность процесса производства – в ручной обработке сырья. Его собирают, моют, перебирают вручную. В ход идут только натуральные компоненты (даже сахар не добавляется), и потому в Австрии очень гордятся тем, что их национальный алкогольный напиток обязан своим вкусом только природе. Содержание спирта в нем составляет чаще всего 35–42%. Наиболее распространены вишневый (Kirsh), сливовый (Zwetschgen/Pflaumen), яблочный и грушевый шнапсы, носящие название Obstler. Но, как уже говорилось выше, есть и любопытные исключения.
Отдельно стоит упомянуть австрийский шнапс Adilitzbeere или Elsbeerenbrand, основой для которого служат редкие плоды рябины глоговины. В России это растение вследствие сурового климата не произрастает. Это один из самых дорогих напитков, поскольку для изготовления 2 литров требуется 100 литров сусла.
Долгое время считалось, что шнапс «придумали» в Германии. Но историки непреклонны – напиток начали делать австрийцы в XVI веке, а только потом немцы. Причем скорее всего баварцы, которые в тот период времени немцами себя не считали. Да и сейчас в составе Германии земля Бавария официально именуется Свободное государство Бавария.
Надо признать, что в те далекие времена алкоголь использовали в качестве лекарственного и – на что стоит обратить внимание – омолаживающего средства. Только намного позже он стал достойным украшением застолий и пиршеств.
Существует множество разновидностей шнапса. Все зависит от используемого сырья. Но в Тироле изготавливают преимущественно фруктовые шнапсы, которые здесь называются obstler. Эти шнапсы пользуются наибольшей популярностью благодаря сбалансированному вкусу и аромату. Какое сырье берется? Груши, яблоки, персики, абрикосы и т.д. Иногда плоды сочетают друг с другом, чтобы получить уникальный мультифруктовый купаж. В рецептуру могут вводиться травы и пряности, чтобы придать особую пикантную нотку.
Яблочный шнапс – классика австрийской, да и немецкой алкогольной промышленности. В зависимости от конкретного рецепта могут использоваться кислые или более сладкие плоды. Ограничений на сорта яблок нет.
Абрикосовый и персиковый шнапсы часто используются для приготовления коктейлей. У них особенно нежный вкус и мягкий аромат без следов спирта.
Напитки этой категории отличаются более сладким привкусом и насыщенным ароматом. Могут использоваться самые разные ягоды.
Особенного внимания заслуживает вишневый шнапс – Kirschwasser (в переводе – «вишневая вода»). Его не только пьют, но и активно используют для приготовления десертов.
Справа от кирхи как раз и находится Главная улица, по которой надо пройти вверх в горку пару сотен шагов, чтобы добраться до лавки. Фото автора |
Хозяин магазина, носящего официальное название «Горная лавка» (Bergladen), по имени Манфред рассказал, что уже не одно десятилетие (заведение было открыто в 1999 году) он привлекает внимание многочисленных посетителей. В 2010 году посетителей уже стало обслуживать второе поколение владельцев магазина.
Конечно, в магазин с кратким, но сочным названием приходят не только старожилы городка, но и спустившиеся с горы горнолыжники. Говорливый хозяин, знающий, казалось, всех посетителей по именам, создавал атмосферу непринужденности и доверительности. Создавалось впечатление, что он уже по виду посетителя мог предположить, какой напиток ему предложить. Предложенные 20–30 г являлись скорее поводом для общения. А оно традиционно крутилось вокруг погоды, состояния горнолыжных трасс и нехитрых домашних дел.
На моих глазах в магазин заглянула молодая девушка в горнолыжной экипировке. Ее голос показался моему знакомому местному жителю знакомым. «Я где-то встречался с вами уже?» – спросил он новенькую. Та в ответ сняла лыжную шапочку, и локоны рыжих волос рассыпались по ее плечам. «Конечно, – отвечала она, – там наверху, на горе». Как оказалось, это была официантка из бара на горе, где можно заказать пару горячих сосисок и кофе. Алкоголь наверху не продавали. Зато внизу у Манфреда всегда можно отвести душу.
За девушкой появился горнолыжный тренер, и оба разговорились о снеге. Снег здесь важный фактор заработка для обоих. Есть снег – приедут горнолыжники, и будет работа.
Магазин заполнялся людьми, и атмосфера становилась все более непринужденной. Наверное, этому способствовал и obstler, рюмку с которым время от времени посетители опрокидывали себе в горло.
Майерхофен