Папа Римский Иоанн Павел VI встретился с Джоном Кэлхуном, чтобы узнать побольше о мышином рае. Фото Кэтрин Кэлхун
В Русской православной церкви со скепсисом восприняли эксперимент японских ученых над мышами. Мол, не понимаем, не принимаем и не поддерживаем. А все дело в том, что биологи из Университета Кюсю сумели получить потомство от двух самцов. Результаты этого исследования были представлены 8 марта на Третьем международном саммите по редактированию генома человека в Институте Фрэнсиса Крика в Лондоне. Зарубежные СМИ уже прогремели заголовками типа «Открытие японских ученых позволит человечеству обходиться без женщин при рождении потомства уже через 10 лет».
Над своим экспериментом профессор Кацухико Хаяси и его команда работали более десяти лет. Некогда они задумали создать стволовую клетку из клетки кожи самца мыши, а затем выделили и удалили из нее Y-хромосомы, отвечающие за мужские гены, и дублировали X-хромосомы. Эти манипуляции в итоге позволили стволовой клетке превратиться в яйцеклетку. Когда результат был достигнут, начались опыты. Успех японцев ожидал только после 630-й имплантации. До этого мышиное потомство появлялось на свет, но почти сразу погибало. Теперь же два самца стали счастливыми родителями семи мышат, которые не только выжили и окрепли, но даже сумели обзавестись собственными детенышами. Правда, потомки действовали по старинке – через естественное спаривание с сородичами противоположного пола.
С точки зрения церковников, если биологи из Страны восходящего солнца пойдут дальше и станут проводить подобные опыты на человеке, они нарушат сразу несколько религиозных запретов. Мало того что они получили потомство от двух мужских особей, так еще и воспользовались «суррогатным материнством», поскольку полученный эмбрион пересаживался в организм самки, и уже она способствовала появлению в мир необычных мышат. В церкви, как католической, так и православной, только-только смирились с практикой экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), а тут новая напасть!
Правда, японские ученые все же признают, что для возможности подобных экспериментов над людьми им понадобится еще одно или даже два десятилетия. Несмотря на то что мышиный эксперимент в конце концов сработал, он оказался несовершенным. Созданные таким способом эмбрионы менее жизнеспособны, да и получить потомство они смогли только от двух отцов, но не от двух матерей. Подобное биологическое неравноправие могут не одобрить феминистки.
Воссозданные ступени античного храма Аполлона в одном из турецких городов реставраторы украсили 73 фигурками грызунов. Фото с сайта www.cnnturk.com |
Причем 25 – это порядковый номер эксперимента. Он состоял в том, что грызунам были созданы идеальные условия для проживания. У них было вдоволь места, еды, воды. Они ни в чем не нуждались, на них никто не охотился и они ничем никогда не болели. По расчетам исследователя, места для гнезд в загоне хватило бы на 3840 мышей, а постоянно подаваемой еды – на 9500. В общем, живи и радуйся, ну или «плодитесь и размножайтесь и обладайте землею».
Мыши – два самца и две самки, все молодые и здоровые – поначалу именно так и поступили. Они начали активно размножаться, играли друг с другом и наслаждались условиями. Однако через какое-то время ученый заметил, что подопытные, отягощенные уже не одним поколением потомства, заметно погрустнели, стали менее охотно есть, перестали играть друг с другом. Затем мышиный рай обернулся настоящим адом: началось перераспределение социальных ролей, появилась клановость. Захватившие власть мыши притесняли остальных, стал проявляться тотальный индивидуализм. Выявилась категория молодых самцов, не нашедших для себя социальной роли в мышиной иерархии. Отличить группу «отверженных» можно было по искусанным хвостам, выдранной шерсти и следам крови на тельцах.
По мнению ученого, проблема отсутствия подходящих социальных ролей была вызвана тем, что в идеальных условиях мыши жили слишком долго, стареющие грызуны не освобождали места для молодых. После изгнания самцы ломались психологически, характеризовались пассивностью либо чрезмерной агрессивностью, нападали на других мышей.
В результате появились два сообщества мышей-одиночек: самцов и самок, которые постоянно конфликтовали между собой. Во «Вселенной-25» перестало появляться потомство. Более того, американец заметил, что выявились самцы, которых сам Кэлхун назвал красивыми. Целыми днями напролет они лишь ухаживали за собой, чистили свою шерстку, ели и спали, не обращая никакого внимания на окружающих. Эти самцы игнорировали самок, но интересовались друг другом, однако такой интерес не мог привести к созданию потомства. У мышей стали проявляться различные формы девиантного поведения, вспышки агрессии. Самки стали умерщвлять своих детенышей, несмотря на то что бытовые условия, в которых они содержались, все еще позволяли им размножаться.
Кэлхун вынужден был остановить свой эксперимент, когда из 2200 мышей, которые на пике работы проживали в созданном ученым раю, осталось 122 особи, да и тех, которые уже вышли из репродуктивного возраста. Долго размышляя над результатами собственного опыта, он, используя отсылку к Откровению Иоанна Богослова, описал распад общества как «смерть в квадрате», где «первую смерть», смерть духа, мыши переживали еще при жизни, поскольку были вынуждены конкурировать со старшими самцами. Эксперимент Кэлхуна подвергся критике не только со стороны ученого сообщества, но и церкви. В 1973 году этолог встретился с папой Римским Иоанном Павлом VI, чтобы обсудить свою работу, и выразил мнение, что судьба мышиных вселенных отражает библейскую «вторую смерть», упомянутую в книге Откровение 2:11.
Конечно, кто-то скажет, что мыши – не люди, поэтому переносить церковное учение на них не стоит. Действительно, ученым пока неизвестно, есть ли у животных представление о божественном и трансцендентном, зато доказано, что у них есть сознание, интеллект, чувства, способность принимать решения и даже зачатки морали, как бы странно это ни звучало. Те же японские ученые из Университета медицинского благополучия Кавасаки еще в 2010-х годах доказали, что мыши способны самоотверженно спасать своих сородичей, попавших в беду, и обладают эмпатией.
В конце концов, с древних времен есть у мышей и свой бог-покровитель. Согласно древнеримской и древнегреческой мифологии, патроном грызунов выступает Аполлон. Именно так – «мышиный» или Сминфей (Сминтей) назвал бога в самом начале «Илиады» Гомер. Мышь прочно вошла в культ Аполлона: в храмах, посвященных его имени, обязательно держали и кормили грызунов. Считалось, что если их ублажить и создать идеальные условия, то грызуны не будут доставлять неприятности людям. Надо учиться жить в добрососедстве. Все-таки наши миры – и человеческий, и мышиный – все еще бесконечно далеки от райских кущ.
комментарии(0)