0
15667
Газета Стиль жизни Интернет-версия

16.01.2024 16:21:00

Душа человека не потемки

Зарисовки провинциальной церковной жизни

Валерий Вяткин

Об авторе: Валерий Викторович Вяткин – кандидат исторических наук, член Союза писателей России.

Тэги: литература, духовность, культура, традиции, православие, вера, обычаи, заметки, церковная жизнь


литература, духовность, культура, традиции, православие, вера, обычаи, заметки, церковная жизнь Церковный хор соревновался со звуками попсы, звучавшими с улицы. Фото РИА Новости

По разные стороны иконостаса

«Завтра одна литургия», – объявил священник на службе под воскресенье. «Как одна? – метнулась к нему игуменья, произнеся это едва слышно. – Ведь две надо в праздник!» «Преосвященный благословил, чтоб одна», – грубо ответил священник, идя к алтарю. «Почему? – вопрошала робко игуменья. – Ведь две в воскресенье!» «Сама служи вторую…» – взорвался «батюшка», поднимаясь на солею.

Изготовленная в обители, на нем покачивалась риза: затканная белыми лилиями, она притягивала взгляд.

Огрызнувшись еще раз, священник скрылся за иконостасом, отделившись от игуменьи и вообще ото всех, находящихся в храме, – как бы уйдя к епископу.

Но служба всех соединяла. Лилось красивое пение и вздрагивало пламя свечи.

Когда цветет шалфей

Конец августа, но теплая и сухая погода. Девочка лет восьми, скользнув сквозь решетку ограды, попала во двор костела. «Хорошо быть худенькой», – говорю ей, стоя рядом. Та мило улыбнулась и помчалась вдоль церковной стены. Во дворе были клумбы. Выделялся цветущий шалфей: точно млел от любви, обреченный на нее до осеннего умирания.

Открылась дверь ризницы – вышла монахиня (судя по облачению, из ордена Святого Креста). Девочка кинулась к ней, и те заключили друг друга в объятия. Но, улыбаясь, монахиня быстро развела свои руки, осенив девочку наперсным крестом. И подумалось: «Хорошо быть любимой…»

Через день встретил ту монахиню вдали от храма: в иноческом облачении она шла в гуще людей – очевидно, по делам милосердия. Я вежливо поздоровался. В ответном «здравствуйте» было столько тепла, что верилось: город стоит и ее любовью.

Бодро шла монахиня, и по-прежнему цвел роскошный шалфей.

Замолвлю слово о тишине

Маленький провинциальный город. Казалось бы, претензии на благодатную тишину. Но нет. По улицам проносятся автомобили: из них рвется грохочущая попса. На безмолвие покушается и церковь. Благодаря уличным репродукторам из храма доносится религиозное пение. Будто обозначились соперники – непрошеные противники тишины. Но сегодня попса побеждает: в Доме культуры устроена дискотека и танцевальная музыка льется через край.

Легкомысленная молодежь и церковь – неужели доминанты того городка?

Ясно одно: об умеренности приходится только мечтать.

1-12-1480.jpg
Расставаясь с товарищем, бродяга пожелал:
«Да поможет нам Бог!» 
Фото Алексея Белкина/ТАСС
* * *

На приходе принимали староверческого митрополита – своего, как они говорят, «владыку». После службы он проповедовал. Рядом, на солее, стояли священники и дьяконы. Но раболепства перед архиереем (чем грешит «новообрядческое» духовенство) на их лицах не читалось. Некто стоял вообще по-светски, широко расставив ноги и сложив руки на груди. И архиерей выглядел не надменным сатрапом, а первым среди равных – первым священнослужителем.

Затем слово взял настоятель храма. Сухо и немногословно поблагодарил митрополита за визит – но лести не было никакой.

Совсем иначе у «новообрядцев». В страхе пред епископом клир спасается порой лестью – морочит голову начальнику.

Страх и лесть часто сосуществуют, так же как надменность и тупость.

Почти святой бродяга

Встретил на перекрестке двоих бродяг – в присущем им обличье. Расставаясь с товарищем, один пожелал: «Да поможет нам Бог!»

Проходит время, но продолжаю удивляться: какая завидная вера! Лишенный всего, бродя от свалки к свалке, он все еще верил во что-то возвышенное.

Так в грязи блеснет самоцвет. Но душа человека не грязь.

* * *

Внимая литургии, у открытых дверей храма стоял юноша. Облик его был стилизован: длинные волосы, собранные в хвост, бородка, заплечный мешочек à la mougik и простая одежда – ну чем не православный странник? Но вот незадача: образ портили кроссовки Adidas.

То был знак: сердцем направиться, ногами не управиться – остаться лишь при мечтах.

* * *

Воскресное утро. Звонят колокола православной церкви. К храму спешит женщина. Но вот встала перед костелом и перекрестилась на него. Крестилась в варежке, и не было видно православную щепоть. Религиозность та называется «авось пригодится».

* * *

Когда обряды превалируют и церковь театрализуется, впору перефразировать Станислав­ского: люби православие в себе, а не себя в православии.

* * *

«Прочь ценники из храмов, – трубят православные архиереи, – ждите доброхотных пожертвований!» Но строго устанавливают отчисления «наверх» – на «общецерковные нужды». А деньги те во власти архиереев, чьи нужды вообще не регламентируются.

* * *

Только любовь есть индикатор христианства, иерархичность ее убивает. Чем меньше иерархичности, тем больше церкви.

* * *

Иконостас церкви почти возрожден. Его выдерживают в древнерусском стиле, который предпочли создатели храма. Но взгляните на церковный пол: там декоративный зигзаг – и он напоминает об античности с ее язычеством. Вторую тысячу лет Русь переваривает язычество.

* * *

Раннее ноябрьское утро. Холодно и дождливо. У входа в монастырский двор стоит бродяжка. Все кажется безобразным: и облик бродяжки, и мешок подле нее. «Подонки, подонки!..» – ругается та с надрывом, отчаянно, прибавляя мат в адрес монахинь. Искренность не знает предела. Но все покрывает тишина, царя адской безысходностью. Спорить с нею что спорить с ноябрьским ветром.

Вот крик прекратился – будто утонул в глубине полумрака, в котором маячила громадина церкви. Нелепость и тяжесть, точно дурной сон.

* * *

Восьмилетняя девочка привела к храму трех шестилетних и перед открытыми дверями учила их креститься. Наставничество дышало непосредственностью и меньше – подражанием взрослым. «Заходите», – сказал я девочкам, оказавшись рядом. «Мы здесь постоим», – ответила старшая. Лишь три шага было до порога, через который они непременно переступят.

* * *

Присев в церковном дворе, я замер, как ящерица: усталость одолевала. Из храма вышла она – моя неоконченная беседа: легка, стройна, как стебель цветка, одухотворена движением. Ее сопровождала мать, но этим не уменьшалась застенчивость девушки. У массивного контрфорса она остановилась – там, где цвели белые лилии. Ловко опустилась на колени и прикоснулась лицом к лепесткам, едва ли желая иных поцелуев. С неменьшим изяществом встала и догнала мать. Легкости в походке прибавилось. А я склонил голову…

Уже не жду ее звонка. Молчит мой старый телефон.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Право на Писание

Право на Писание

Андрей Мельников

Законопроект о централизации религиозной деятельности внесен на рассмотрение Госдумы

0
2541
Нужна ли Абхазии президентская клятва в святилище

Нужна ли Абхазии президентская клятва в святилище

Анастасия Коскелло

На фоне кризиса жители республики потянулись к язычеству

0
2855
Манхэттен в песках

Манхэттен в песках

Сергей Мануков

Катар – эмират рукотворных контрастов

0
3726
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14067

Другие новости