0
8834
Газета Стиль жизни Интернет-версия

08.05.2024 15:17:00

Станет ли Узбекистан вторым Дубаем

Всемирный центр плова, роевое поведение и расщелина Улугбека

Олег Мареев

Об авторе: Олег Михайлович Мареев – галерист, антиквар.

Тэги: цивилизация, дисциплина, узбекистан, роевое мышление, интеграция, исторические памятники, кухня, плов


IMG_9074.JPG
Фото автора
Узбекистан, открывшийся после изоляции, совсем как Япония в конце XIX века, начал стремительно меняться, и нужно успеть это увидеть, пока глобализация не взялась за унификацию страны.

Вокзал Самарканда создан во времена СССР, когда для национальных республик не жалели денег, и провинциальный среднеазиатский городок получал сооружение, достойное европейской столицы. «У нас – ракета Ангара, у них – плов», – использую мысль друга для иллюстрации пропасти в пять веков, которые, как выяснилось, нас разделяют.

Ведь как странно все устроено. Улугбек – это знаменитый астроном, живший в XVI веке. То есть мыслитель из Узбекистана был лидером научной мысли планетарного масштаба. Если бы правители поддержали его научный гений, создали бы вокруг него университет, подтянули профессоров со всего мира, город мог бы стать мировым научным центром. Я не про Нью-Васюки, а про Силиконовую долину. Про вектор развития. Как страна, поражавшая путешественников со всего мира, превратилась в столицу плова? Цивилизация – это дисциплина. Систематическое следование правилам, исследования, фиксация нового, полезного – и снова движение вперед. В первую очередь – дисциплина.

Зарисовка, иллюстрирующая эту мысль. Посетил мавзолей амира Тимура (Тамерлана). Здесь он главный персонаж и с его именем связано практически все. Местные гиды произносят имя Тимура с частотой 52 раза в минуту. Очередь в кассу. Точнее, группа людей, которая хочет купить билет. Если японцы при возникновении необходимости любой социальной организации мгновенно выстраиваются в очередь, то здесь люди стоят толпой, выглядывая друг у друга из-за спины. Что вы там все одновременно хотите увидеть? Лицо кассира?

IMG_8080.jpg
Фото автора
Вот именно в пропасти между очередью и роем и скрыто важнейшее цивилизационное отличие. Здесь очень чувствуется именно такое, общинное, роевое мышление. Сегодня даже на дорогах это заметно. Водители вроде и следуют по своим полосам, но как-то приблизительно. Не особо парясь, насколько точно еду я, потому что остальные тоже не парятся и тоже едут как-то приблизительно. Живые линии, написанные от руки, хороши в искусстве, в реальном мире предпочтительнее линии, прочерченные по линейке, с указанием сто раз вымеренных размеров. А здесь по-прежнему, как и тысячу лет назад, все приблизительно и на глазок. Почти все минареты, купола и мавзолеи – такие же кривенькие и косенькие. Если отсканировать их и создать математическую модель, не сомневаюсь, что архитекторы схватятся за голову: «Как вообще это стоит? Сколько?! Семьсот лет? Да вы шутите!»

Узбекистан – второй Дубай. Эта мысль не покидала меня на протяжении всей поездки. Расшифрую. По сути, всего несколько лет назад, после смерти бессменного правителя страны Ислама Каримова, она обрела второе рождение. Открылась для большого мира. До этого был беспредел. Проверяли паспорта на улицах и тому подобные социальные ужасы. Сейчас абсолютно все изменилось. Словно настежь распахнули окна и впустили свет и свежий воздух в заплесневелый подвал. Руководство страны взяло курс на интеграцию с большим миром. Много строительства. В ближайшие годы планируется проведение значимых мероприятий мирового уровня. Стадионы, концертные и выставочные залы. Гостиницы ведущих сетей.

IMG_4372.JPG
Фото автора
На наших глазах прямо сейчас у страны, которую все привыкли снисходительно похлопывать по плечу, открывается второе дыхание. Напоминаю, что по населению она больше всех своих соседей, вместе взятых. С точки зрения социума – маленькая зарисовка, почерпнутая из разговора с местным. Заговорили про детей, и вот что я услышал: «Трое – не считается, пять – мало, семь – нормально». Семеро детей на семью. Это не анекдот, а реальность. Сейчас население под 40 миллионов, и оно растет в геометрической прогрессии. Здесь никто за ручку годами не ходит. Здесь не принято искать себя до седых волос. Заводят семью и рожают детей.

На улицах – толпы молодежи. Просто толпы. Иду по утопающему в весеннем цветении бульвару – навстречу сотни студентов с книжками, словно сошедшие с картин наших шестидесятников. Белая рубашка, черные брюки. О чем-то увлеченно спорят, смеются. У нас я такого не видел уже давно. Страна имеет богатейшие ресурсы, как человеческие, так и природные. И если руководство государства будет мыслить стратегически, будет играть на дистанцию, Узбекистан имеет все предпосылки, чтобы стать Сингапуром или Дубаем Средней Азии.

И я совершенно не шучу. На наших глазах из сельскохозяйственной страны второго мира с мазанками из кизяка она может совершить цивилизационный рывок туда, куда все стремятся: люди, инвестиции, культура. И, повторюсь, все это происходит прямо сейчас, на наших глазах.

IMG_8238.JPG
Фото автора
Для того чтобы попробовать настоящий самаркандский продукт, меня отправили в Центр плова – тоже местная достопримечательность. Приезжаю. На входе стоит табличка: «Плов есть». Думаю: к чему это глупое разводилово? Центр плова. Куда он денется? Как миленькие будете его готовить весь день. Заказал, жду, через десять минут – смотрю, туристов, приезжающих целыми автобусами, уже разворачивают. И табличка изменена на: «Плов закончился» То есть они его готовят реально один раз утром, к двум часам дня он заканчивается, а потом – все. Извините.

Приносят плов. Считайте, что текст дальше набран восторженным капслоком. Узбеки достигли какого-то запредельного уровня просветленности в изготовлении плова. Это какие-то джедаи в тюбетейках. Они даже никого не пускают на кухню, чтобы мы, простые смертные, не видели, как они парят где-то под потолком, бросая щепотки секретных ингредиентов в волшебный чан с рисом. Помните, в кафе для описания незнакомых блюд прикрепляют составляющие и способ приготовления. Плов – это жирный рис, тушенный с мясом и желтой морковкой. Правильно? Нет! Ибо эти слова совершенно не способны описать синергию вкуса, получаемую в итоге.

Подкрепившись, отправляюсь в Шахи-Зинда – архитектурный комплекс, состоящий из 11 мавзолеев, последовательно пристраивавшихся друг к другу в течение XIV–XV веков. И это смотрится просто офигительно. Потому что Регистан – это площадь. Я пришел на нее – и всё. Нет ощущения какого-то движения. А эти мавзолеи – это целая улица удивительных сооружений, по сути находящихся на холме на возвышении над городом. Лестницы, уступы, купола, минареты. Именно здесь я впервые почувствовал себя путешественником, гостем столицы Шелкового пути. Можно себе только представить, что испытывали жители Средневековья, не утомленные визуальными впечатлениями.

И все аутентичное. Будничные слова гида: «Это дверь XIV века». XIV века! И ее можно потрогать! У нас все, относящееся к XIV веку, в Оружейной палате под сигнализацией хранится. А тут так буднично… Мавзолей XIII века. Туристов очень много. И иностранцев тоже. Ой, извините, я же тоже иностранец. Ну, я имел в виду иностранных совсем иностранцев. Французов там, итальянцев.

IMG_8505.JPG
Фото автора
Воодушевленный Зиндой, направился в намеченную финальную точку. О которой получил сообщение от знакомой с придыханием: «Обсерватория Улугбека. Это что-то! Он жил в одно время с Коперником, но у него расчеты были точнее». Ну я знатный астроном, конечно. Но все же, если так советуют… Приезжаю. На холме стоит здание (три зала с какой-то невнятной ерундой уровня провинциального краеведческого музея). В центре холма – какая-то расщелина, в которую ведет какой-то желоб (никаких описаний не прилагается) – и всё. Чем там занимался Улугбек? Тема не раскрыта. Не покидало ощущение, что попал в сети какого-то местного Остапа Бендера: «Кто у нас был? Астроном. Давайте сделаем его музей и будем брать билеты за вход в его расщелину». Удивительно, что они не продолжили клепать похожие достопримечательности. Музей врача Шерзода: «Он резал кроликов в одно время с Авиценной, но резал их более научно». Музей учителя Алимджона: «Он учил детей в одно время с Макаренко, но был гораздо добрее к пацанам».


Читайте также


Александр Стояногло или Майя Санду?

Александр Стояногло или Майя Санду?

Зураб Тодуа

В Молдавии 3 ноября состоится второй тур президентских выборов

0
4356
Власти Грузии рассказали о планах на ближайшие шесть лет

Власти Грузии рассказали о планах на ближайшие шесть лет

Игорь Селезнёв

Тбилиси делает ставку на Евросоюз, ограничивая отношения с Россией экономической сферой

0
2708
Ни Грузия, ни Молдавия не становятся более пророссийскими

Ни Грузия, ни Молдавия не становятся более пророссийскими

Они все больше фокусируются на собственных долгосрочных интересах, лишенных конъюнктурных соображений

0
6494
Узбекистан избрал новый парламент

Узбекистан избрал новый парламент

Виктория Панфилова

Республика адаптируется к мировым избирательным стандартам, сохраняя традиционные структуры

0
2697

Другие новости