Медресе Абдулазиз-хана XVII века в Бухаре: входная группа беспрецедентна по цветовому решению и исполнению. Фото автора |
Бухара – огромный старый город, в нем большое количество достопримечательностей разной степени интересности. Но в связи с тем, что они раскатаны по поверхности, это словно японская коробочка бенто, в которой в разных ячейках лежит всякой снеди понемножку. Чуть-чуть того, немножко сего. Вот улочка, там площадь, здесь минарет, а это в детской коляске везут хрустящую выпечку. Чудно – они правда тут возят еду в детских колясках. Представляю диалог в магазине при выборе цвета: «Вам для мальчика? Для девочки?» – «Для самсы».
В отличие от Самарканда, в котором сохранились мировые архитектурные шедевры по-настоящему высокого уровня, в Бухаре все немножко пожиже, но всего этого поболе и от этого ровно интересно. Отчетливо запомнилась лишь одна достопримечательность, чья входная группа беспрецедентна по цвету. Медресе Абдулазиз-хана XVII века: тонко, разнообразно, нежно. Мастерам удалось перенести тончайшую живопись, свойственную исламской книжной миниатюре, в архитектуру, и при этом она не потерялась, как это бывает при совмещении разных направлений искусства. К сожалению, снимки совершенно не передают очарование этого здания...
Путешествие получилось настолько сочным по цвету, что выбрать несколько снимков для иллюстраций в попытке передать все богатство фактуры очень сложно. Здесь достаточно сдержанная по цвету пустыня, пронзительное голубое небо, а все искусство очень яркое. Ковры, керамика, украшения, ткани – все такое, как бы сказать, жизнеутверждающее. Не скандинавская депрессуха с цветовой гаммой, как в кабинете у психоаналитика, а ровно наоборот. Причем в большинстве своем используются натуральные краски, вследствие чего все гармонично по цвету. Вроде ярко, но не «свистит».
Художник-керамист из Самарканда, расписывающий свои миниатюры прямо на улицах города. Фото автора |
Уровень архитектуры Самарканда, очевидно, столичный, имперский (ну в данном случае скорее амирский), а в Бухаре – такой купеческий. Недаром тут сохранилось много караван-сараев – по сути, гостиниц, развлекательных центров тех времен, в которых размещались караваны, шествовавшие через полмира из Китая в Европу и наоборот. Остановиться, поесть, пополнить запасы и развлечься. Это были такие вавилоны, на которых на небольшом участке земли пересекались совершенно разные культуры, и нужно понимать, что в те времена не было никаких игр в толерантность и демократию. Но как-то они находили общий язык и сосуществовали друг с другом? Было бы неплохо нам поучиться этим забытым навыкам коммуникации.
Взял в руки общественную туалетную бумагу. Нужно было бы купить такую и привезти в Москву показать – пощупать. Жалуетесь, что у нас теперь в связи с санкциями двухслойная? А тут просто наждак! Это даже не газета, это обложка журнала. Вот помните ощущения от советских обоев – все мы родом из СССР, все держали в руках эти рулоны и сами их наклеивали. Так вот туалетная бумага здесь – как наши обои. Или гофрокартон.
Фото автора |
Вот это ощущение, что мы рядом, не покидало всю поездку.
Еду на такси, навигатор мурлычет на местном: «Бла-бла-бла светофор чебурлишь, бла-бла-бла светофор чебурлишь» – вот так и выучил, как будет по-узбекски слово «поворот»: бурилишь. Какое мелодичное слово! Как-нибудь в московском такси блесну познаниями узбекского ПДД: «Уважаемый, давай уже второй бурилишь на Садовое кольцо».
Уровень строительства просто удручающий. Все вкривь и вкось. У них вообще уровень, которым проверяют параллельность линий, в магазинах продают? Или он запрещен в стране и на таможне его конфискуют, чтобы граждане Узбекистана не узнали, что важные линии в архитектуре и дизайне должны быть параллельны? А то тут просто до смешного доходит, право слово. Купил в Самарканде зонт, расширяющийся, как наша Вселенная, одновременно во всех направлениях. Приблизительно так здесь и строят.
На Шуховской башне – таблички с направлениями: «До Таиланда 4500 км» и т.п. С удивлением узнал, что город-побратим Бухары – наш Нижний Новгород. Для меня очевидно, что если выбирать город-побратим, то для Бухары это должен быть Бухарест.
Фото автора |
Замечу, вся эта ирония абсолютно искренняя. Мне правда тут понравилось. Узбекистан – оседлая цивилизация в отличие от кочевых народов, они всегда тяготели к большей оседлости, и соответственно их айдентика породила более плотный культурный слой, и это по-прежнему чувствуется. Конечно, было бы здорово побольше современного прочтения богатого визуального багажа, который накопила эта цивилизация. С осмыслением пока туговато. Но в целом ярко, сочно, хрустяще, обжигающе горячо и вкусно! Это не обыгрывание 50 оттенков серого, которыми занимаются скандинавы-интроверты. Это культура, зачерпывающая полной горстью все краски цветовой палитры и бросающая в чан с сегодняшним ужином все пахучие специи, привезенные караванами, пришедшими из далеких стран.
Фото автора |