Газета Стиль жизни Интернет-версия

10.06.2024 17:40:00

Апокалипсис откладывается

Все теории о конце света основаны на реальных предпосылках и влияют на нас

Тэги: конец света, апокалипсис, эсхатологические мифы, научнеы гипотезы, продолжительность жизни земли, ядерный апокалипсис

конец света, апокалипсис, эсхатологические мифы, научнеы гипотезы, продолжительность жизни земли, ядерный апокалипсис Возможная гибель цивилизации, скорее всего, будет рукотворной. Фото NNSA

Вопрос, когда закончится существование мира, в котором мы живем, занимает человека с тех пор, как он стал осознавать свое присутствие в окружающем мире. Эсхатологические мифы (в переводе с древнегреческого «конечный, последний») – мифы о предстоящем, согласно мифологической традиции, конце мира, конце света, о «последних» вещах опираются на модели календарных мифов, мифов о смене эпох, космогонических мифов. Космогонические и этиологические мифы составляют основное содержание архаичных мифологий. Человек всегда противился конечности своего существования. Отсюда вера и в загробный мир, и в реинкарнацию, или в перевоплощение.

Во многом мифы носили для реального человека дисциплинирующий характер. Не убий, не укради, не возжелай жены ближнего, и ты получишь после конца света возможность продолжить свое земное бытие. Все обыденные рефлексы первобытного человека, которые отличали его от окружающего животного мира, благодаря мифам превращали его в социальное существо, способное жить в обществе себе подобных.

Но конечность нашего мира – это не миф, это реальность, и к ней надо готовиться.

Кадзуми Одзаки, японский эксперт из Университета Тохо в Японии, и Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) создали систему экзопланет (Nexus for Exoplanet System Science, NExSS) в рамках междисциплинарного сотрудничества, целью которого был поиск жизни на других планетах. Кристофер Рейнхардт, американский коллега Кадзуми Одзаки по этому проекту, даже смог рассчитать дату и причину конца жизни на Земле, используя данную симуляцию.

Согласно исследованию, опубликованному в научном журнале Nature Geoscience, срок жизни нашей планеты составляет от 1,08 млрд до 1,14 млрд лет, после чего атмосфера Земли исчезнет из-за солнечной радиации и вся жизнь будет уничтожена.

Автор этого исследования подчеркивает, что он использовал как известные ранее данные, так и новую информацию и методы изучения из исследований коллег, а затем провел моделирование примерно 400 тыс. раз, чтобы подтвердить свои выводы. Одзаки и Рейнхардт считают, что оставшаяся продолжительность жизни Земли составляет менее 1,5 млрд лет. За это время богатая кислородом атмосфера нашей планеты станет фотохимически неустойчивой под действием солнечной радиации, резко снизится содержание кислорода в атмосфере. Концентрация этого газа станет очень низкой, и жизнь станет невозможной.

В то же время представители NASA признают, что существует множество биогеохимических и климатических процессов, которые не учитываются в их моделях, но влияют на глобальную продолжительность жизни и способствуют тому, что «конец света» может случиться раньше или позже рассчитанного срока.

До этого времени человечеству надо переселиться сначала на Марс, а потом на один из спутников Сатурна или Юпитера. Больше всего похож на Землю в этом плане Титан, спутник Сатурна. Он обладает атмосферой, которая пока состоит из азота с примесью метана и этана. Ученые не исключают, что там существует жизнь, конечно, коренным образом отличная от нашей.

Естественно, самому человечеству угрожают и другие напасти. Например, удар космического тела диаметром более 100 м. Астероиды, способные уничтожить человеческую цивилизацию, падают на Землю раз в 100 млн лет, считает начальник Информационно-аналитического центра обеспечения безопасности космической деятельности в околоземном космическом пространстве головного научного института Роскосмоса ЦНИИмаш Игорь Бакарас. Об этом он ранее рассказал одному из информационных агентств.

6-16-7480.jpg
65 млн лет назад динозавры уже стали
жертвами глобальной катастрофы – падения
гигантского астероида на Землю.
Фото Unsplash
По одной из гипотез, гибель динозавров 65 млн лет назад спровоцировал упавший астероид или комета. Упавший объект оставил после себя 300-километровый кратер Чиксулуб на дне моря у берегов Южной Мексики. По данным ученых, упавшее на планету небесное тело было размером в 10 км.

По современным представлениям ученых, уничтожить такой небесный объект вряд ли возможно, поскольку обломки, которые упадут на Землю, создадут не меньше проблемы, чем сам астероид. Поэтому лучше попытаться изменить орбиту космического тела, чтобы оно пролетело мимо Земли.

Но угрозы исходят не только из космоса. По мнению ученых, появление так называемых супербактерий, которые устойчивы к действию одного или нескольких антибиотиков, может привести к тому, что медицина вернется в «темные века». С конца марта в Японии начала распространяться загадочная болезнь, не поддающаяся лечению антибиотиками. Причем утверждается, что загадочная инфекция распространяется с рекордной скоростью. Понятно, что человечество живет в мире бактерий, и те постоянно мутируют, в том числе под воздействием применяемых человеком лекарств, и не только в медицине, но и в животноводстве, растениеводстве и даже землепользовании.

О климатических изменениях, которыми человечество занято последнее десятилетие, наверное, говорить в данном контексте уже излишне, хотя причины изменения климата так окончательно и не определены. Ведь на этот счет существуют разные теории, связанные с влиянием как внешних факторов (Солнце), так и внутренних – изменения в жидком ядре Земли.

И конечно же, всегда необходимо иметь в поле зрения перспективу ядерного апокалипсиса, в ходе которого может погибнуть нынешняя цивилизация.

Как бы то ни было, человек реагирует на все эти угрозы. Наиболее распространены пассивные формы реакции, которые сводятся в уходе в религию – как в официальную, так и в различного рода секты. Отсюда и загробная жизнь, и реинкарнация. Активные формы можно наблюдать, например, в деятельности участников европейского движения «Потерянное поколение», которые борются с техническим прогрессом и даже наносят себе увечья, чтобы не иметь возможности продолжать человеческий род.

Наиболее активные представители человечества уходят в науку и политику, чтобы иметь возможность напрямую влиять на опасности, с которыми человечеству предстоит столкнуться.