0
6105
Газета Стиль жизни Интернет-версия

24.06.2024 18:34:00

Тая – имя, короткое, как римский меч

Даря ей свой сборник стихов, Маяковский написал: "Той, которая не чирикает"

Игорь Мощицкий

Об авторе: Игорь Иосифович Мощицкий – драматург.

Тэги: литература, литературная жизнь, ленинград, тая лишина, воспоминания


118-8-1х480.jpg
Тая Григорьевна Лишина: по словам Гранина,
многие писатели обязаны ей. 
 Фото из архива автора
…Она ушла в 63 года, совсем рано по нынешним временам. Всем знавшим ее, кто еще жив, лет теперь намного больше, но мудрости, как у нее, ни у кого из нас нет. И, думая о ней, я вспоминаю строчки письма Ильфа, написанные им, когда она навсегда покидала родную Одессу: «Я снова продан, и на этот раз Вами, и о чем мне писать, если не писать все о том же? Неувядаемые дожди, сигнальный свет молний, а ночью Ваше имя, короткое, как римский меч».

В середине прошлого века Таю Лишину знал весь литературный Ленинград и не только. Она выросла в Одессе, друзьями ее молодости были Эдуард Багрицкий, Илья Ильф, Юрий Олеша, Лев Славин и прочие знаменитые одесситы. Прожив много лет в Ленинграде, Тая сохранила неповторимый одесский шарм, благодаря которому казалась одновременно величественной и озорной. Даниил Гранин о ней написал: «Но, может, более всего помогал мне участливый интерес ко всему, что я делал, Таи Григорьевны Лишиной, ее басовитая беспощадность и абсолютный вкус... Она работала в Бюро пропаганды Союза писателей. Многие писатели обязаны ей. У нее в комнатке постоянно читались новые стихи, обсуждались рассказы, книги, журналы...»

Я был представлен Тае Григорьевне как начинающий поэт в свое последнее студенческое лето в курортном Зеленогорске, где она отдыхала вместе с мужем. Она показалась мне грузноватой, но хорошее лицо, умные большие глаза… Мне был устроен экзамен: читал ли я то, се, а если не читал – почему? Я отвечал сносно, правда перепутал Марселя Пруста с Болеславом Прусом, но был прощен.

Во время нашей беседы подошел ее знакомый и пожаловался, что не может найти партнера для бильярда.

– А ты обратись к моему мужу, – посоветовала Тая Григорьевна. – Но учти, он самого Владимира Владимировича обыгрывал, а тот был великий бильярдист.

– Кто этот Владимир Владимирович? – спросил я, когда ее знакомый ушел.

– Маяковский, – улыбнулась она. – Мы с Эдди Багрицким однажды ходили к нему на квартиру читать свои стихи. Он лежал на кушетке и по случаю нашего прихода встать не пожелал. Маяковский был всего на два года старше Багрицкого, но для нас он был мэтром, и от смущения Эдди, вместо того чтобы читать свои стихи, прочитал мои. Ну а я прочитала стихи Эдди. Когда мы закончили, Маяковский, не вставая с кушетки, достал с книжной полки по сборнику своих стихов. На моем экземпляре он написал: «Той, которая не чирикает». Впрочем, эта надпись могла относиться скорее к Багрицкому, поскольку я читала его стихи. Ему он тоже написал что-то, видимо, относившееся ко мне.

После небольшой паузы Тая Григорьевна вспомнила Лилю Брик.

– Она была тоненькая, как спичка, а Маяковского свела с ума. И не только его. Что они все в ней нашли? Кстати, своей посмертной жизнью он обязан ей. Когда не стало Маяковского, его стихи перестали издавать. У нас не любят самоубийц. Как же, написал «…и жизнь хороша, и жить хорошо», а потом застрелился. Контрреволюция какая-то! Тогда Лиля написал Сталину прошение об издании собрания его сочинений. На нем Сталин и начертал: «Тов. Ежов, очень прошу Вас обратить внимание на письмо Брик. Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи».

После Зеленогорска мы с Таей Григорьевной встретились только через пять лет у нее дома, когда я написал свой первый рассказ, больше его показать было некому. Я прочитал его, и она сделала несколько удивительно точных профессиональных замечаний. С тех пор все свои литературные опусы я бежал показывать ей.

Попасть к Тае Григорьевне было не так просто. Я звонил, и она говорила:

– Могу принять тебя в четверг, но только с 18 до 20 часов. Устраивает? Записываю…

Я подъезжал к назначенному времени, а когда оно истекало, Тая начинала нервничать:

– Тебе пора домой, а мне надо отдохнуть перед приходом следующего визитера.

118-8-2480.jpg
Помимо прочего, поэт был великим
бильярдистом. Маяковский в бильярдном
зале. Иллюстрация к поэме Н.Н. Асеева
«Маяковский начинается». 
Изображение с сайта www.goskatalog.ru
Как-то летом она попросила сопроводить ее на спектакль театра «Современник» – он гастролировал с «Обыкновенной историей». В антракте мы в фойе встретили человека, лицо которого показалось мне знакомым.

– Познакомься, это Даниил Александрович Гранин, – сказала Тая Григорьевна.

К тому времени роман «Иду на грозу», по-моему, у нас в стране прочли все, кто умел читать, и для меня имена Толстой и Гранин звучали в одном ряду. Я хотел было спросить его о чем-то, но не успел.

– Извини, Игорь, но у нас Даниилом Александровичем должен состояться небольшой мужской разговор, а потом мы продолжим наш женский, – пробасила Тая Григорьевна и увела его на улицу, чтобы он втайне от жены выкурил сигарету.

Она общалась со многими фантастическими людьми, ставшими легендами при жизни. Дружила с Львом Кассилем, Ираклием Андрониковым, сестрой художника Павла Филонова... Все картины брата хранились тогда у той дома, и только в 1988 году, через 47 лет после смерти художника, в Русском музее состоялась первая выставка его работ, переданных ею в дар.

В последний год нашего общения с Таей Григорьевной я был удостоен высокой чести: она показала мне первую главу своей будущей книги воспоминаний «Так начинают жить стихом…», имевшую диковинное название: «Пеон четвертый» и «Мебос». Так назывались одесские литературные кафе, где в трудные и голодные 1920–1921 годы собирались молодые поэты, друзья Таи – Багрицкий, Ильф, Славин, Олеша. Название «Пеон четвертый» привлекало, но оно нуждалось в разъяснении, и у входа в заведение поместили плакат с четверостишием из сонета Иннокентия Анненского: «На службу лести иль мечты, равно готовые консорты, назвать вас вы, назвать вас ты, Пэон второй, Пэон четвертый?». Позже кафе переместилось в полуподвальчик и стало называться «Хлам» (художники, литераторы, артисты, музыканты), а вскоре было переименовано в «Мебос», что означало «меблированный остров».

Тая Григорьевна вытащила из рукописи нотный листок и показала мне.

– Ты умеешь читать ноты?

– Нет, – засмущался я.

– Жаль. Это ноты «Песенки о милой Джейн», сочиненной Багрицким. Ее в конце каждого вечера пели все посетители «Мебоса».

Песенка заканчивалась таким куплетом: «Прошел апрель, настал уж май, / я сплю на дне песчаном, / прощай, любимая, прощай / и только чаще вспоминай / мой взгляд, встающий за туманом».

«Как странно, – подумал я. – Посетители веселого кафе каждый вечер завершали песенкой, где герой посылает прощальный привет со дна океана».

Тем временем Тая Григорьевна достала несколько листов глянцевой бумаги, исписанных крупным разборчивым почерком.

– Это фотокопии писем Ильфа ко мне и моей подруге. Они войдут во вторую главу моей книги, но об этом в следующий раз.

В следующий раз я застал ее расстроенной. На столике лежало письмо от Бориса Полевого, главного редактора журнала «Юность».

– Он написал, что не может объяснить, почему мой, как он выразился, замечательный материал не будет опубликован в его журнале – сказала Тая. – Подумаешь, секрет Полишинеля. Боится упреков в восхвалении писателей южной школы в ущерб остальным. Жаль! «Юность» – это два миллиона подписчиков.

На следующий день я уехал в командировку на месяц, а вернувшись, узнал, что Тая Лишина накануне умерла. Последние ее слова были: «Как же так, мне еще книгу писать надо!»

А через три месяца после ее смерти 100-тысячным тиражом вышел альманах «Прометей», где по соседству с мемуарами Рокоссовского и Малиновского появились две главы из ее недописанной книги. Фамилия ее была в траурной рамке, а в некрологе были такие слова: «Бывает абсолютный слух у музыкантов. Тая Григорьевна обладала «абсолютным слухом» по отношению к поэзии, к слову. Общение с ней, вся ее личность – безошибочный вкус, ум, широчайшая культура, высокое благородство, беспредельная скромность – как это было важно для нас, как много». 


Читайте также


Закон не запрещает старушкам лазать по деревьям

Закон не запрещает старушкам лазать по деревьям

Ольга Камарго

70 лет Карлсону, 80 лет Пеппи Длинныйчулок, 105 – переводчице Лилианне Лунгиной

0
1496
По жизни идем дворами

По жизни идем дворами

Андрей Мельников

Ностальгия по советскому детству и кризис среднего возраста

0
2490
Артефакт, который мы называем Книгой

Артефакт, который мы называем Книгой

Андрей Ваганов

Чтение с бумаги и с экрана – это разные нейронные связи и разные способы восприятия текста

0
4053
Советский хищник. Камбалы как жертвы, акулы как герои

Советский хищник. Камбалы как жертвы, акулы как герои

Игорь Сид

0
4379

Другие новости