Альгис Арлаускас в роли Кости Лукова в комедии Леонида Гайдая «Спортлото-82». Кадр из фильма «Спортлото-82». 1982
Шел я по жизни, шел,
К развилке дорог пришел.
Одна дорога – направо.
Другая дорога – налево.
А третьей дороги нет.
А прямо – дороги нет.
Камень лежит
у развилки дорог.
У камня стоит здоровенный
бульдог.
На камне сидит сова.
На камне такие слова:
«Направо пойдешь –
Славу и деньги найдешь,
Любовь потеряешь.
Налево пойдешь –
Любовь найдешь,
Славу и деньги потеряешь.
Прямо пойдешь –
Правду найдешь,
Славу, деньги и любовь
потеряешь.
Пропадешь».
Над камнем дорожный знак:
«Можно идти направо,
Можно идти налево,
А прямо нельзя никак,
А прямо нельзя никак.
Прямо дороги нет.
Прямо дороги нет».
Ворон на ветхой сосне
Прокаркал вежливо мне:
– Куда, мужчина, пойдешь?
Прямо пойдешь – пропадешь.
Хочешь, направо тебя
провожу?
Хочешь, налево тебя провожу?
Куда, мужчина, пойдешь?
Направо? Налево? Куда?..
– Прямо пойду! Туда!
– Прямо пойдешь –
Пропадешь!
– Авось не пропаду.
А пропаду так пропаду.
Зато правду найду.
– Но прямо дороги нет!
Но прямо дороги нет!
– А я ее проложу!
Альгис Арлаускас (слева) и Павел Щербинин. Фото из архива автора |
Альгис Иозасович Арлаускас родился 7 августа 1957 года. Окончил театральное училище имени Щукина и ВГИК. Был актером Московского ТЮЗа. С 1987 года – режиссер. Снимался в фильмах «Юнга Северного флота», «Спортлото-82». «Взятка. Из блокнота журналиста В. Цветкова», «Любовью за любовь», «Право на выбор», «Петр Великий», «Анна-детективъ» и других. Режиссер более 20 документальных фильмов, педагог, художественный руководитель кинотеатральной школы АНИМА в Бильбао (Испания).
Я был потрясен одной из режиссерских работ Альгиса и до сих пор нахожусь под впечатлением. Речь о документальном фильме «Свободный полет», где Альгис затрагивает глобальную тему отцов и детей, общения детей с родителями, когда разговор отца с сыном – это диалог поколений. Альгис в этом фильме показывает своего сына в разном возрасте: подростка, зрелого юношу и молодого мужчину… С какой любовью и уважением отца к сыну снят этот фильм – шедевр, на мой взгляд! И как здесь уместна гениальная музыка великого Вольфганга Амадея Моцарта! Альгис в «Свободном полете», как и в каждом документальном фильме, поднимается до серьезных философских обобщений, применяет постановочную съемку, репортажную, натурную и интерьерную съемки, использует архивные материалы, кинохронику и стремится донести до зрителя реальность и достоверность…
Я вновь и вновь возвращаюсь к его фильмам «Письмо матери», «Прикосновение» и ко многим другим документальным картинам, созданным мастером. Я не случайно взял эпиграфом стихи Нины Красновой. В них заложена очень серьезная тема: совестливый выбор человека, выбор пути и продолжение своей прямой дороги, смелость героя и бесстрашие в достижении цели. Все это относится к Альгису Арлаускасу. Именно документальное кино считается у профессионалов сложнейшим из всех жанров и видов, ведь материалом для съемок являются подлинные события и люди. Надо сказать, что произведения Арлаускаса – в основном драматические, лирические. И тут же везде у него – тема просвещения и глубокое исследование мира. Мастер объединяет все свои фильмы одной задачей: «Рассказать нам о мире, в котором мы живем» (Хью Бэдли).
Осенью 2017 года в Москве состоялся наш с Арлаускасом совместный творческий вечер в Библиотеке искусств имени А.П. Боголюбова. Как Альгис умеет общаться с публикой, расположить ее к себе! На вечере демонстрировались фрагменты его работ, сцены из документальных фильмов, мои музыкальные клипы на основе его киноработ и моего вокального репертуара. Кажется, это было вчера. Судьба одаривает меня в нужный момент встречами с моими любимыми и дорогими мне во всех отношениях творческими личностями. У меня с Альгисом еще давно был разговор о его книге. И тогда он говорил мне, что это его давнишняя задумка. Но до ее реализации дело как-то все не доходило. И вот в 2024 году вышла книга Альгиса «От слов к делу». Это в первую очередь учебник для студентов и режиссеров документального кино. Альгис рассказывает о своей семье, о работе в театре и кино, о создании своих фильмов, о жизни богемы. Своим ученикам – режиссерам, сценаристам – Арлаускас советует:
«Никогда не начинайте работу с холодным сердцем! Заранее выбирайте темы, которые по жизни вам не дают покоя. Ставьте достойные сверхзадачи, затрагивайте важное, волнующее вас. И умело доведите все это до сердец зрителей. Уважайте себя, свой талант».
«Кино оперирует зрелым временем, напитанным огромным количеством связей. Это требует погружения и долгой, кропотливой работы». «Обработка материала (сюжеты, события жизни героя) идет на художественном, более затратном уровне».
«Помните об анализе, о чем вы хотите говорить? (тема), как? (форма), зачем? (сверхзадача)».
В предисловии к книге опубликовано письмо сестры Андрея Тарковского – Марины Арсеньевны. Она пишет о своем хорошем впечатлении после прочтения, считает ее ценнейшим учебником для творческих вузов, благодарит Альгиса за память, уважение к творчеству Андрея Тарковского.
Я счастлив, что у Альгиса Арлаускаса счастливая творческая судьба. Он реализовал себя в профессии. Его работы удостоены наград на международных и российских кинофестивалях. Он свободный художник. Учит молодых артистов, режиссеров мастерству, имеет возможность принимать или отклонять приглашения в съемках новых художественных фильмов, ставит спектакли. Режиссерский мир Альгиса Арлаускаса, на мой взгляд, стоит особняком от всех. И мы, почитатели режиссера и актера, будем пытаться разгадать его тайну.