0
5941
Газета Стиль жизни Интернет-версия

26.08.2024 18:43:00

Как соцсети создали профессию видеокреатора

Человеку-"агентству" приходится производить контент, спасаясь от выгорания

Павел Крикунов

Об авторе: Павел Игоревич Крикунов – видеокреатор, автор вирусных видео.

Тэги: соцсети, новая профессия, видеокреатор, коммерческий контент, человек агентство, технические навыки


соцсети, новая профессия, видеокреатор, коммерческий контент, человек агентство, технические навыки Если у человека есть смартфон, значит, у него есть и камера для съемки видеоконтента. Фото РИА Новости

Спрос рождает предложение, и с ростом популярности соцсетей появилась новая профессия – видеокреатор. Сегодня недостаточно быть просто видеографом, чтобы создавать классный контент, ведь соцсети и просмотры диктуют свои правила.

Видеокреатор – это, по сути, более современное название профессии видеограф, но есть важное отличие: если видеограф может работать над разного рода частными заказами, делать репортажную и событийную съемку, то видеокреатор специализируется в первую очередь на создании коммерческого контента для соцсетей. Эти сферы, конечно, часто пересекаются – область достаточно молодая и подвижная, поэтому происходит постоянное изменение терминов.

Сам рынок видеоконтента тоже стремительно развивается, в него много инвестируется, даже крупные мировые бренды часто меняют фокус с традиционных способов рекламы в сторону рекламы в социальных сетях, да и в целом уже давно иметь такие аккаунты для любого бизнеса – это база. А если есть аккаунты, то их нужно заполнять контентом. И его нужно много, очень много! Представьте, сколько всего бренды и инфлюенсеры всего мира постят каждый день. И ведь кто-то же его производит.

Развитие профессии видеокреатора напрямую связано с развитием социальных сетей, а конкретно – с их видеосегментом. Как только в соцсетях появились видео короткой формы, бренды поняли, что это очень хороший и недорогой, относительно ТВ-съемки реклам, способ раскрутки и поднятия продаж. Тогда же появился запрос на профессионалов, готовых выполнить эту работу недорого и – так как здесь важно успевать подстраиваться под тренды – быстро.

Полноценная съемочная группа с кучей людей на площадке не совсем подходила под данные критерии: во-первых, платить большой команде дорого; во-вторых, чем больше людей вовлечены, тем сильнее растягивается процесс подготовки, съемок и монтажа; в-третьих, формат предполагает относительную простоту в производстве. Тогда и появились люди, часто именно с опытом больших коммерческих съемок, которые были готовы сделать все быстро и качественно, взяв всю ответственность за проект на себя.

Видеокреаторы, как правило, не привязаны к агентствам или компаниям, а работают как фрилансеры. По сути, это человек-агентство: сценарист, режиссер, оператор и монтажер в одном лице. Поскольку видеокреатор работает один (или с небольшой командой), то на его плечи ложится все: и продумывание концепции, и работа с клиентами, и съемка, и монтаж, а также весь дальнейший постпродакшн. Конечно, иногда требуется помощь отдельных профессионалов (продюсер, чтобы организовать команду; саунд-дизайнер, колорист и т.д.), но все зависит от масштаба проекта и не является обязательным.

В профессию видеокреатора люди приходят из различных областей и с разным бэкграундом. Кто-то (как, например, я сам) пришел из кино и рекламы, имея образование в этой сфере. Кто-то приходит из ивент-тусовки, имея, например, опыт репортажной съемки. Но есть люди, которые, наоборот, приходят в профессию сразу и первые шаги делают именно здесь, чтобы потом перейти в кино, рекламу и работать на больших проектах. В этом и есть одна из главных прелестей профессии – порог входа достаточно низкий, чтобы стать видеокреатором, не нужно ничего: снял для знакомых видео в социальные сети на телефон – и готово. Однако назвать себя видеокреатором легко, а дальше начинается самое сложное и интересное – конкуренция в индустрии. Чтобы быть успешнее, иметь крупных клиентов и интересные проекты, нужно постоянно развивать свои навыки, изучать новые инструменты и всегда быть в курсе того, что происходит на рынке.

164-8-2480.jpg
Видеокреатор – это человек-агентство:
сценарист, режиссер, оператор и монтажер
в одном лице.  Фото агентства «Москва»
Набор хард-скиллов – технических навыков, нужных для этой профессии, достаточно очевиден. Поскольку речь идет о видеосъемке, то, конечно, надо знать и понимать, что такое камера (в том числе камера в телефоне) и как она работает, чтобы получить лучший исходный материал. И, конечно, так как видеокреаторство – не только про съемку, но и про постпродакшн, обязательно знать монтажные программы и то, как в целом работают монтаж и монтажные склейки. Неплохим дополнением будет знание теории цвета и света, основ цветокоррекции и саунд-дизайна. Креативное мышление я бы тоже отнес к необходимым навыкам, потому что это ежедневная работа, и она очень выматывает.

Одно дело – придумывать креативные идеи, когда хочется и «есть вдохновение», а другое – когда это твоя работа и тебе каждый день нужно писать режиссерские тритменты (краткое описание проекта) и креативные концепции для клиентов, составлять мудборды (визуальное представление будущего дизайна) и подбирать референсы (изображения или объекты, используемые автором в качестве образцов или для вдохновения), при этом не сильно повторяясь, и не выгореть. На самом деле, это самая сложная часть работы лично для меня.

Говоря о софт-скиллах (личных качествах, нужных профессионалу), это в первую очередь грамотная коммуникация с клиентом и умение четко донести свои идеи. Мы работаем в креативной индустрии и часто пытаемся описать словами то, что представляем у себя в голове, однако другая сторона может понять это совершенно по-другому. Поэтому важно развивать этот навык и выработать механизм «объяснения» клиенту всего, что ты хочешь сделать.

Тайм-менеджмент – тоже очень важный навык. Если проектов мало, рабочий процесс происходит в комфорте и спокойствии, но при росте количества проектов можно начать спешить, нарушать дедлайны, забывать ответить на сообщения. Нужно понимать, что каким бы ты творческим ни был, это бизнес, и на кону стоят не только деньги клиента, но и твоя репутация – если ты постоянно делаешь ошибки, выберут другого. Есть еще один софт-скилл, который я бы тоже назвал «креативное мышление», но уже немного в другом смысле – не как возможность придумывать классные идеи, а как возможность решать возникающие проблемы (а их бывает много). Например, клиент почему-то не одобрил гениальный сценарий, над которым ты работал всю неделю, или кто-то из команды вдруг перестал отвечать на сообщения. Или камера почему-то перестала работать в разгар съемочного дня далеко за городом, или после месяца монтажа клиент вдруг захотел внести правки… Проблем возникает немало, и иногда хочется закрыть глаза и опустить руки, но важно не унывать и креативно найти выход из сложившейся ситуации. При этом опять же не выгорев и не испортив отношения с окружающими.

Рынок видеокреаторства еще имеет потенциал роста и развития. Это видно и по брендам, вкладывающим все больше и больше денег в свои рекламные кампании, и по социальным сетям, придумывающим новые инструменты удержания пользовательского внимания. Рынок постоянно меняется – меняются тренды и приоритеты рекламодателей, нужно быть в курсе всего происходящего в индустрии и быть гибким и открытым к новому. Есть вероятность, что появятся новые способы создания контента, и хорошо бы разбираться в этом, чтобы вовремя внедрить эти механизмы в свою работу и остаться на волне.

Например, искусственный интеллект – ИИ – главная инновация последних лет, которая стремительно развивается прямо сейчас. К этой технологии относятся по-разному: кто-то говорит, что ИИ с нами навсегда и заменит людей в индустрии, а кто-то – что это временное явление, «хайп», который скоро пройдет. На мой взгляд, это прекрасный вспомогательный инструмент. Я часто пользуюсь ИИ, чтобы обрабатывать и упорядочивать данные (например, таймлайны проекта или сметы), искать референсы и дополнять свои идеи. Иногда ИИ выручает на постпродакшне – например, для генерации закадрового голоса или музыки. Мне кажется, ИИ нужно воспринимать как дополнительные возможности в работе, а не как полноценного конкурента, который лишит всех профессии. Однако время покажет. 


Читайте также


Столичные школьники помогают бойцам СВО

Столичные школьники помогают бойцам СВО

Галина Грачева

Волонтерство стало частью жизни юных москвичей, их родителей и педагогов

0
1366
Соседей не выбирают

Соседей не выбирают

Наталья Шаповалова

Дама с рогами, мужчина с выбритой проплешиной и заколдованная соль

0
6082
Экстремистами и террористами Госдума займется 1 апреля

Экстремистами и террористами Госдума займется 1 апреля

Иван Родин

В ближайшие две недели депутаты будут дружно голосовать за внутреннюю стабильность

0
2573
Президент Белоруссии вышел в соцсети

Президент Белоруссии вышел в соцсети

Дмитрий Тараторин

Лукашенко дал интервью американскому блогеру и поручил Мининформу регулировать весь медиаконтент

0
4531

Другие новости