0
1472
Газета Стиль жизни Интернет-версия

25.09.2024 17:57:00

И перебили всех мужчин

Амазонки в легендах, мифах и не только

Геннадий Гутман

Об авторе: Геннадий Рафаилович Гутман (псевдоним Г. Евграфов) – литератор, один из редакторов альманаха «Весть».

Тэги: женщины воительницы, амазонки, история, геродот, легенды, мифы, литература


женщины воительницы, амазонки, история, геродот, легенды, мифы, литература Амазонки в искусстве классическом… Питер Пауль Рубенс. Битва греков с амазонками. 1618. Старая Пинакотека, Мюнхен

Женщины бывают не только хранительницами очага, но и воительницами. В древности так называли племя амазонок, сплошь состоящее из женщин. Племя мифическое, история повествует о них устами Геродота.

«Мы стреляем из лука…»

Греческий историк Геродот писал: «Эллины вели войну с амазонками… После победоносного сражения при Фермодонте» они «возвращались домой на трех кораблях, везя с собой амазонок, сколько им удалось захватить живыми. В открытом море амазонки напали на эллинов и перебили [всех] мужчин…» После того как с мужчинами было покончено, они носились по волнам и, гонимые ветром, пристали наконец к Кремнам, находящимся в земле свободных скифов. Сойдя на берег, продолжал Геродот, «стали бродить по окрестностям. Затем… встретили табун лошадей и захватили его. Разъезжая на этих лошадях, они принялись грабить… землю».

И дальше великий историк рассказывал, как тяжело пришлось скифам, но, как только они распознали, что бедствие приходится терпеть от женщин, решили не воевать с ними, а иметь от них детей. Что было весьма благоразумно с их стороны. Амазонки согласились.

По прошествии некоего времени скифы сказали: «У нас есть родители, есть и имущество. Мы не можем больше вести такую жизнь и поэтому хотим возвратиться к своим и снова жить с нашим народом. Вы одни будете нашими женами, и других у нас не будет». На это амазонки ответили так: «Мы не можем жить с вашими женщинами. Ведь обычаи у нас не такие, как у них: мы стреляем из лука, метаем дротики и скачем верхом на конях; напротив, к женской работе мы не привыкли. Ваши же женщины не занимаются ничем из упомянутого, они выполняют женскую работу, оставаясь в своих кибитках, не охотятся и вообще никуда не выходят. Поэтому-то мы не сможем с ними поладить. Если вы хотите, чтобы мы были вашими женами и желаете показать себя честными, то отправляйтесь к вашим родителям и получите вашу долю наследства. Когда вы возвратитесь, давайте будем жить сами по себе».

Наследницы Ареса

В греческой мифологии об амазонках говорится как о племени женщин-воительниц, ведущих свой род от бога войны Ареса и Гармонии (богиня согласия, дочь Ареса и Афродиты). Но дети пошли не в мать, а в деда, отсюда воинственность и воля к победе.

Между прочими среди детей этого бога, кроме Гармонии, встречаем Эрота (или Эроса), Фобоса (страх), Антероса (ненависть), Деймоса (ужас). Ну что ж, можно сказать, какой отец, такие и дети. Что же касается Гармонии – то, как говорится, в семье не без «урода». Даже если это семья мифического бога.

Вернемся к амазонкам. С давних времен обитали они на реке Фермодонт у города Фемискира (Малая Азия) или в районе предгорий Кавказа и Меотиды (Азовское море).

Поклонялись Аресу и богине охоты и плодородия Артемиде, проводя основное время в битвах, схватках и побоищах. Были хорошо вооружены, искусно владели луком, боевым топором, в схватках прикрывали себя шлемом и щитом.

С амазонками воевал на укрощенном им крылатом коне Пегасе ликейский царь Беллерофонт, сын Главка и Эвриномы, победитель трехглавого чудовища Химеры.

Свой девятый (из двенадцати) подвиг сын бога Зевса и земной женщины Алкмены, Геракл, совершил в стране амазонок. Он осадил город Фемискиру и добыл пояс царицы Ипполиты. Пояс подарил царице сам Арес, она носила его как знак своей власти над всеми амазонками. Но Адмета, дочь царя Тиринфа и Микен Эврисфея, жрица богини Геры, воспылала желанием непременно иметь этот пояс. Что может остановить женщину, тем более царскую дочь? Только исполнение ее желаний (какими бы они ни были). И тогда Эврифсей послал за поясом Геракла.

Время от времени в недолгих перерывах между битвами для продолжения рода амазонки вступали в брак с чужеземцами или соседними племенами. Родившихся мальчиков отдавали на воспитание (иногда убивали), девочек оставляли. Девочкам выжигали правую грудь, чтобы не мешала владеть луком. Отсюда и название этого воинственного племени (в переводе с древнегреческого – «лишенные груди»). Скифы же называли амазонок «эорпата», что означает «мужеубийцы» («эор» – муж, «пата» – убивать).

35-16-2480.jpg
…И современном. Кадр из фильма
«Сексмиссия, или Новые амазонки». 1983
По женской линии

Как известно, храм Артемиды в городе Эфесе строили архитекторы Херсифрон, Метаген, Пеонит и Деметрий, а разрушил Герострат. Но в некоторых мифах основание города и храма, считающегося седьмым чудом света, приписывают амазонкам. В других дошедших до нас мифах говорится, что воительницы помогли троянцам в их битве с греками, но в единоборстве Ахилла с царицей Пенсефилией победил все же могучий сын богини Фетиды. Пораженный красотой царицы, изнемогающий от любви, он вынес уже мертвую Пенсефилию из битвы.

В мифах об амазонках отразилась эпоха матриархата, когда первенствующая роль в семье, общине, племени принадлежала женщинам. Женщины были главными везде – в семье, обществе, государстве, в делах военных и правовых. Даже род отсчитывали по женской линии.

Легенды об амазонках были распространены во всех частях света, они являлись либо порождением местных традиций, либо отзвуком греческой.

Амазономахия

Античное искусство отдало значительную дань амазонкам, особенно в архитектуре и скульптуре. Так, сцены битвы между амазонками и греческими героями (амазономахия) запечатлены в рельефах фриза храма Аполлона в Бассах (V век до н.э.), в рельефах фриза Артемиды в Магнесии (V–IV века до н.э.), в рельефах западного фронтона святилища Асклепия в Эпидавре (IV век до н.э.) и других памятниках античного зодчества.

Четыре гениальных скульптора – Поликлет, Фидий, Кресилай и Фрадмон (кое-где упоминается и пятый – Кидон) состязались в работе над статуями амазонок для храма Артемиды в Эфесе. До нашего времени дошел и ряд искусных римских копий (назвать это подделками язык не поворачивается) с греческих оригиналов.

Нашла свое отражение амазономахия и в европейском искусстве более позднего времени, в частности в творчестве гениального фламандца Питера Пауля Рубенса.

Увлеченные мифами

Литературу всегда привлекали мифические сюжеты, связанными с амазонками.

В XVI–XVII веках испанцы Лопе де Вега и Тирсо де Молина написали пьесы (соответственно) «Амазонки» и «Амазонки в Индии»; француз Робер Гарнье – «Ипполит». В XIX веке немецкие романтики Генрих Клейст («Пентесилея») и Франц Грильцпарцер («Амазонки») не могли пройти мимо столь интересной и загадочной истории (разнообразием названий авторы не блистали, но качество литературы было отменным). В XX веке советский фантаст Иван Ефремов в романе «Таис Афинская» описал встречу Александра Македонского и царицы амазонок Фалестры. 


Читайте также


Мексика не может простить королю Испании исторических коллизий

Мексика не может простить королю Испании исторических коллизий

Данила Моисеев

Филиппа VI не пустили на инаугурацию главы государства после отказа извиниться за преступления конкистадоров

0
1287
От Древней Греции к ЮНЕСКО

От Древней Греции к ЮНЕСКО

Марина Кривенькая

Уроки прошлого и современные вызовы международного образования

0
719
Калеными шомполами

Калеными шомполами

Андрей Мартынов

Неизвестные союзники Деникина

0
779
Добро пожаловать на кухню

Добро пожаловать на кухню

Константин Поздняков

Приключения советских квартир

0
809

Другие новости