Живая и яркая. Фото с сайта www.liza.fund |
Елизавету я впервые увидела в 1994 году в Вермонте (США), в ее с мужем Глебом Глинкой – внуком известного религиозного философа, публициста и критика Александра Сергеевича Глинки (Волжского) – гостеприимном доме. Я отправилась туда по приглашению, переданному Наумом Коржавиным – пророком и великим поэтом ушедшей эпохи, моим старшим другом по знаменитой Русской школе Норвичского университета (США).
Меня сразу поразили огромные, внимательные и очень живые глаза Елизаветы, ее непосредственная манера общения, радушие. Она одинаково доброжелательно привечала всех гостей знаменитого литературного салона Глинок. Уже тогда из слов, которыми хозяйка перекидывалась с завсегдатаями гостеприимного дома, было ясно, что она целиком погружена в благотворительные проекты местной Русской церкви и помощь нуждающимся.
Судьба, как говорится, развела нас, и мы потеряли друг друга из виду, пока не встретились снова около 10 лет назад на мероприятии созданной в 1953 году корпорации «Новый журнал» (Нью-Йорк) / The New Review. Inc., где подводились итоги ежегодного международного конкурса на лучшую повесть русского зарубежья (Литературная премия имени Марка Алданова). Тут уместно заметить, что муж Елизаветы – адвокат Глеб Глинка – многолетний член корпорации.
И опять меня поразили огромные живые глаза Елизаветы, но в тот момент они были полны боли.
Между двумя встречами – около 20 лет. За это время Елизавета, имея родных сыновей, вместе с Глебом Глебовичем усыновила мальчика Илью, когда ему было 13 лет (сейчас он уже много месяцев участвует в СВО); активно занималась развитием паллиативной службы в России, на волонтерских началах оказывала медицинскую и гуманитарную помощь бездомным в районе Павелецкого вокзала в Москве; лоббировала идею открытия больницы для малоимущих и бездомных; постоянно пыталась помочь больным детям Донбасса.
Сострадание было потребностью Елизаветы Глинки. Фото с сайта www.liza.fund |
С 2005 года Глинка вела блог в Живом Журнале под ником @doctor_liza. С помощью блога она занималась просветительской деятельностью в области паллиативной помощи, собирала средства, лекарства, продукты и вещи для нуждающихся. В 2010-м получила премию «Блогер года» конкурса РОТОР.
Доктор Лиза называла вещи своими именами, белое – белым, черное – черным. Ее близкие, в частности ближайшая сподвижница Наталия Авилова, подчеркивают, что у нее был дар видеть и осознавать то, что от других ускользало. Поэтому для многих мыслящих людей Москвы, представителей российской интеллигенции нулевых и десятых годов этого века общение с Елизаветой было глотком свежего воздуха: она не только врачевала страждущих – она и здоровым буквально прочищала мозги, наставляла на правильный путь, мотивируя на соработничество.
Доктора Лизу знало пол-Москвы, и она знала, казалось, всех. К ней относились по-разному. Некоторые ругали за то, что Елизавета принимала помощь государственных структур. Что бы ни говорили люди, далекие от понимания сущности деятельности Доктора Лизы, она всегда делала то, что считала нужным для дела здесь и сейчас.
Елизавета Глинка погибла 25 декабря 2016 года: военно-транспортный Ту-154 с российской гуманитарной помощью для жителей Сирии вылетел из Сочи, но неожиданно потерял высоту и рухнул в море. На борту находились 92 человека – военные, журналисты и артисты Ансамбля имени Александрова. В тот раз Доктор Лиза сопровождала груз для университетского госпиталя Тишрин в Латакии. Выживших не было.
После трагического ухода Елизаветы в Санкт-Петербурге, Сочи и Красногорске были торжественно открыты памятники Доктору Лизе.
Теперь в Москве есть памятник Доктору Лизе. Фото со страницы «Доктор Лиза» в «ВКонтакте» |
На памятнике (автор Валерия Сычева) запечатлено, как к больному старику склонилась хрупкая женщина, ее профиль напоминает Доктора Лизу. Над кроватью – распахнутое окно, из которого вылетает бабочка.
«Бабочка – часть логотипа нашего с Лизой фонда, – объясняет Глеб Глинка. – Этот символ принят во многих культурах. Легкокрылое, почти бестелесное существо – совсем как душа человеческая, когда она оставляет бренное тело. Бабочку трудно поймать и потрогать, но она реально существует. Для человека с эстетическим чувством это образец утонченной красоты».
Икона на памятнике напоминает о православной вере, которая свела вместе Глеба и Лизу – людей с изначально разными судьбами. Глеб Глинка родился в Бельгии, в семье советского военнопленного (в довоенной жизни его отец был участником знаменитой литературной группы «Перевал») и спасшей его польской женщины. Родители Елизаветы, как говорится, успешные советские люди. Отец – военный инженер Петр Константинович Поскребышев. Мать – Галина Ивановна Поскребышева – врач-диетолог, телеведущая передач «Домашний очаг» и «Наш сад», автор популярных кулинарных книг.
Именно вера помогала Лизе Глинке эффективно и твердо следовать жизненному принципу «Помочь всем нуждающимся».
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» – эту заповедь Христа Доктор Лиза исполняла каждый день. Любить больных, любить обездоленных, потерявшихся и опустившихся; любить, не деля на своих и чужих, во всех видеть образ Божий. Это то, что превосходно умела Доктор Лиза.
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в 2018 году объявил погибшую праведницей.
Елизаветы больше нет с нами, но осталось ее дело – фонд «Доктор Лиза», исповедующий ее принципы работы, другие организации, разделяющие ее идеалы милосердия и сострадания. Осталась вышедшая несколько лет назад книга дневников Елизаветы и бесед с нею, озаглавленная «Я всегда на стороне слабого» – это главный жизненный принцип доктора-филантропа. И от каждого из нас зависит, найдем ли мы в себе силы разделить стиль жизни праведницы Елизаветы – деятельно любить, не деля на своих и чужих. И каждому давать то, что нужно именно ему, – утешение, надежду, силы, поддержку, любовь.