Место, где Корней Чуковский жег костры для местной детворы. Фото автора |
Стоит ли ехать туда? Если ваши эмоциональные рецепторы не затупились окончательно, ехать нужно, и очень важно сделать это прямо сейчас, на исходе лета. Место наполнено неуловимыми, давно забытыми ощущениями. Когда за кулисы уходит артист с сильной энергетикой, какое-то время на сцене остается его энергетический след. Это не шутки. Это такая бытовая мистика, о которой мы просто не задумываемся. Следы больших писателей остались здесь.
Что-то меня остановило написать «великих». Мы привыкли называть так писателей и поэтов, в большей степени удаленных от нас во времени. Золотой, Серебряный века. А имена, которые ассоциируются с Переделкино, все же исторически ближе к нам, они наши, советские. Пастернак, Леонов, Чуковский, Окуджава, Евтушенко, Паустовский.
Великий ли писатель Чуковский? При том что все без исключения дети СССР выросли на его Мойдодыре. За дачей Корнея Ивановича по-прежнему находится поляна с крошечной сценой, на ней, этой поляне, он несколько лет жег костры – вместе с приезжими артистами устраивал представления для местной детворы. Если вдуматься, это словно сцена детского театра. С этих дощатых подмостков первый раз звучали стихи, которые миллионы разучивали наизусть. Ведь те строки, что стали классикой, – они же когда-то были написаны. И первый раз прозвучали на этих кострах в середине прошлого века.
Народу очень много. Важно не ехать на своей машине, потому что парковок нет, все стихийное, одностороннее, а у эвакуаторов тут свой 37-й год – идет безжалостная эвакуация. Мне кажется, правильнее было бы все закрыть (только для местных оставить въезд), потому что это автомобильное столпотворение по-настоящему мешает восприятию и литературной медитации, в которую невольно погружаешься. В остальном – все хорошо, а местами даже отлично.
Если для вас писатели и литература – что-то важное, то ехать сюда нужно непременно. Фото автора |
Грустное и красивое место, место тончайших настроек души – но именно сейчас, пока еще тепло и чувствуется шлейф лета. Если не успеете – тогда возвращайтесь уже через год. Тут должно быть совпадение времени года. Весной или зимой совершенно не то. Это место финала года, да и вообще финала. Прощальное место. Не знаю, как объяснить. Съездите и убедитесь в том, что я прав.
В основном все дачи за заборами, и к ним не подойти. Не ждите никаких архитектурных откровений. Сейчас у любого заштатного «бизьнисьмена» дача круче в сотню раз. И от этого ощущения отчетливо грустно. Переделкино все аналоговое, с облупившимися террасами. С потемневшими яблоками в эмалированных тазиках. С узкими тропинками, не закатанными в свежую плитку. Мы словно вглядываемся в свои старые фотографии, сделанные на пленку. Стоит лишь зажмуриться на мгновенье, и мы возвращаемся на 40–50 лет назад, туда, где деревья были большими, а полет бумажного лайнера в тонкую синюю клетку был самым захватывающим аттракционом яркого летнего дня. Лучшего дня нашего беззаботного детства.
Фото автора |
Да, еще возле станции удивительный храм, полный естественного света, которому всего-то 10 лет от роду. Сказочная архитектура с отличной акустикой. Попал на службу – слова священника транслируются на лужайку. Люди сидят на скамейках и просто слушают мудрые слова. Рядом детская площадка, никто никого не гоняет и не шикает. Нет дистанции между служителями церкви и прихожанами. А еще звонарь – девушка. В проеме невысокой колокольни хорошо видно, с каким воодушевлением она разговаривает с нами с помощью перезвона колоколов. И от этого получается эффект сопереживания. Какие там новомодные 3D-эффекты? Какие очки дополненной реальности? Взрослый мужик, стоишь и средь бела дня обливаешься слезами. Катарсис как он есть. Есть отличное выражение: «Если вы способны плакать, значит, еще жива ваша душа». И этот благовест – это тоже Переделкино.
Фото автора |
Фото автора |