0
7693
Газета Стиль жизни Интернет-версия

12.12.2024 16:52:00

Откуда пошли Дед Мороз, Баба-яга и Чур

По верованиям древних славян окружающий мир был населен разной нечистью

Юрий Гуллер

Об авторе: Юрий Александрович Гуллер – литератор, член Союза писателей Москвы.

Тэги: древняя культура, славянские языческие боги, народные сказки, дед мороз, баба яга, чур, нечистая сила


древняя культура, славянские языческие боги, народные сказки, дед мороз, баба яга, чур, нечистая сила В дохристианские времена Ягой (без приставки «баба») древние славяне нарекли грозную богиню ада. Виктор Васнецов. Баба Яга. 1910-е гг.

Когда старые боги «сдают караул» новым, то старым не всегда находится применение. Часть из них, правда, продолжает свою жизнь после Олимпа в музеях и дворцах вытесанными из равнодушного к смене идолов мрамора. Многие остаются в мифах и учебниках истории как часть жизни «древних времен», а некоторые неожиданно оказываются героями сказок и народных верований, которые наукой велено считать суевериями.

Так именно и произошло с «коллективом» славянских языческих богов, населяющим народные сказки, переменившим зачастую свой характер и даже первоначальную «профессию». Но так уж сложилось в нашей истории, что героями почитаемых (и до сих пор читаемых) русских сказок стали в основном второстепенные языческие божества, сложившие свои полномочия с появлением на Руси христианства. Может быть, божества высшей иерархии просто посчитали для себя зазорным становиться персонажами детских книжек?

Кто сможет узнать в нашем благодушном и одаривающем всех жаждущих новогодними подарками Деде Морозе сурового повелителя снежных буранов и жестоких холодов славянского божества, у которого было множество имен: Трескунец, Студенец, Карачун, Зюзя, Морозко и просто Дед. Этот дух зимы необязательно был злым. Он бывал и добрым, и подарками тех, кто ему приглянулся, мог при случае одарить: эдакое капризное божество. Хотя еще в XIX столетии от него благодушием веяло нечасто. Помните у Николая Некрасова? «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои…» – какое у воеводы может быть благодушие? Одни злодеяния и корысть на уме!

Была у Деда Мороза, если верить преданиям, жена – Ледяная Баба. Появившаяся в этой семье дочка и была настоящей Снегурочкой (Снежаной, Снежинкой). А уж внучкой ее сделали сказки в более поздние времена.

В сказочном трехголовом, огнедышащем Змее Горыныче можно только при большом желании угадать простого помощника грозного повелителя небесного огня, перегонявшего когда-то тучи с места на место и отвечавшего за грозу в какой-то определенной местности…

Или вот, к примеру, хорошо знакомая всем Баба-яга. В дохристианские времена этим именем (правда, без приставки «баба») древние славяне нарекли грозную богиню ада. Изображали (воображали) ее сидящей в чугунной ступе с железным пестом в руках. Именно пестом, а не прозаической метлой она подгоняла в полетах свою ступу. Была Яга (согласно «Этимологическому словарю» Фасмера, слово «яга» восходит к славянским корням со значением «ужас», «гнев», «злость») была богиней безжалостной, не брезговавшей людоедством, а поэтому ей полагалось приносить кровавые жертвы. Будучи, по народным верованиям, богиней семейной, Яга воспитывала двух внучек, которых потчевала мясом и кровью своих жертв.

Очутившись в народных сказках, как в ссылке, Баба-яга из богини ада превратилась в злую бабку-колдунью. Впрочем, некоторые свои привычки она сохранила. Вспомнить ее традиционные причитания вроде: «Покатаюсь, поваляюсь, Ивашкиного мясца наевшись!..» Упоминание про ее частого гостя – доброго молодца Ивашку – тоже традиция. А иначе откуда бы взяться приговорке «Русским духом пахнет»? Живет современная Баба-яга в самой что ни на есть лесной чащобе в избушке на курьих ножках. Кстати, о происхождении у избушки этих самых ножек никаких толкований даже в самых старых сказках не сохранилось. Может быть, они стали своеобразным предсказанием появления на нашем столе в 1990-х так называемых ножек Буша? Тогда предсказания будущего нужно искать не в сочинениях зарубежного Нострадамуса, а в сборниках русских сказок, собранных когда-то Афанасьевым!

8-1-2-t.jpg
Славянское божество,
суровый повелитель
снежных буранов и
жестоких холодов –
прообраз современного
Деда Мороза.
Николай Рерих. Мороз.
Эскиз костюма. 1912.
Русский музей
Сохранила Баба-яга от языческих времен и грубый нрав, и злой язык, и привычку использовать для передвижения ступу. Впрочем, ступу, как женщина хозяйственная, Баба-яга использует и по назначению: зерно в ней толчет и пироги печет – другой-то посуды в лесной чащобе нет. Кроме того, непременно имеет она в своем хозяйстве черного кота. Зачем ей кот, в разных сказках объясняется по-разному. Он то сторож, предупреждающий хозяйку о нежелательных гостях, а то – просто собеседник и товарищ по праздничным и будничным обедам. Но такая любовь к животным говорит о том, что ничто человеческое Бабе-яге не чуждо. Или все же ее кот – животина с подвохом?

День Ивана Купалы – праздник, возникший от слияния христианского праздника – рождества Иоанна Предтечи и сохранившегося в народной памяти дня Купалы. Купала в языческие времена был богом плодов земных и в разных местностях считался пятым, а кое-где и третьим по счету из сонма языческих богов древности. Объединение двух имен в пределах одного дня и родило это странное словосочетание – праздник Ивана Купалы. Справляли его на Руси шумно, весело, с плясками вокруг костров, в которых горели особые, «колдовские» травы… Ну и, конечно, с купанием в лесных озерах и ручьях – какой же Купала без купанья!

Многие из нас поминают древних языческих богов, не зная об их существовании. Часто мы восклицаем, оберегая себя от реальной и воображаемой опасности: «Чур меня!» Этот самый Чур у древних славян был хранителем полей, пашен, межей, а по совместительству – властителем над чертями. Поэтому-то его как охранника и стремились позвать в момент опасности, чтобы заручиться надежной поддержкой.

Известная всем из сказок Кикимора у древних славян была вполне безобидным божеством сонных мечтаний. Но в более поздней мифологии кикиморами называют некрещеных или проклятых в младенчестве дочерей, которых из колыбели уносят черти, а колдуны подсаживают кому-то в дом, чтобы беспокоить и пугать хозяев.

Весь окружающий мир, по верованиям древних, был населен разной нечистью, редко благоволившей к людям, чаще им вредящей. Нужно было знать всякие заговоры и молитвы, чтобы урезонить домового, лешего, водяного, да и ту же Бабу-ягу. Откуда взялась в наших лесах, водоемах и домах вся это многочисленная рать? Ведь не все же они были разжалованными древними божествами. Многие из них расселились по Земле после того, как Всевышний, рассердившись на людей после строительства Вавилонской башни, лишил их общего языка и навеки упрятал по овинам, тихим омутам и лесным чащобам. Кто-то стал домовым, кто-то банным, кто-то водяным… А некоторые и вовсе появились как «отходы» нашей (не слишком праведной) жизни. Иначе откуда бы вокруг нас было столько нечистой силы? 












Другие новости