Мел Гибсон в официальной Католической церкви видит подделку для «сокрытия и предательства истинных ценностей». Фото Reuters
На сайтах некоторых российских онлайн-кинотеатров можно прочитать, что 18 апреля, то есть в Страстную пятницу, состоится мировая премьера фильма американского режиссера Мела Гибсона «Страсти Христовы. Воскрешение». Это продолжение картины «Страсти Христовы», которую режиссер снял в 2004 году. Указывается даже длительность ленты – 2 часа 6 минут, а также актерский состав, хотя и в урезанном виде: Джеймс Кевизел, Майя Моргенштерн и Моника Беллуччи. Правда, складывается впечатление, что сам Мел Гибсон пока не в курсе, что на Пасху-2025 он должен будет представить свой новый фильм.
Напомним, что «Страсти Христовы» описывали последние 12 часов жизни Иисуса, включая предательство Иуды, бичевание у столба и распятие. Сценарий был написан Мелом Гибсоном и Бенедиктом Фицджеральдом на основе четырех канонических евангелий: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. При этом Гибсон не только не избегал жестоких эпизодов, но и ярко воплотил их всевозможными кинематографическими средствами, отчего лента изобиловала сценами насилия и крови.
Картина собрала более 612 млн долл. при бюджете в 30 млн. Фильм получил три номинации на «Оскар» – за лучшую работу оператора, лучший грим и лучший саундтрек –, и стал пятым самым кассовым фильмом 2004 года в мире. Впрочем, и в наши дни «Страсти Христовы» считаются самым кассовым фильмом на религиозную тему в истории кино. Любопытно, что названный выше актерский состав предполагаемого продолжения сыграл и в картине 2004 года. Майя Моргенштерн сыграла роль матери Иисуса, а на тот момент 40-летняя Моника Беллуччи – Марию Магдалину. Роль Христа исполнил Джеймс Кевизел. Во время съемок «Страстей» он получил массу травм. Из-за многослойного грима его тело покрылось волдырями, из-за которых он не мог уснуть, его дважды ударили хлыстом, он вывихнул плечо, получил кровоподтеки под глазами и т.д. Кроме того, крест, который Кевизел нес на Голгофу, весил около 70 кг. В итоге после съемок и завершения фильма актер был госпитализирован.
Разговоры о том, что режиссер планирует снять продолжение новозаветного сюжета, ведутся уже почти 10 лет. В 2016 году Гибсон даже проговорился, что сценарий к картине «почти готов». Тогда же появились и первые подробности о ленте. Мол, в этот раз Гибсон обратится к теме трехдневного периода от смерти Иисуса до Его возвращения, когда «Он сошел на лоно Авраамово, где проповедовал и воскрешал ветхозаветных святых». В некоторых интервью кинематографист рассказывал, что «война на Небесах» и «сошествие Христа в ад» станут ключевыми элементами фильма. В 2018 году Джеймс Кевизел подтвердил, что опять исполнит роль Христа. Тогда же появились еще некоторые детали проекта. В частности, выяснилось, что у ленты аж три сценария с разными концовками. При этом актер так и не понял, по какому из них в итоге будут проходить съемки.
В очередной раз о картине вспомнили в 2023-м, когда в марте того года скончался болгарский актер Христо Живков, сыгравший роль Иоанна Богослова в первом фильме. Режиссер вынужден был признаться, что съемки еще не начинались, однако он «думает об этом». Назвав будущий фильм масштабным начинанием, Гибсон признал, что сделать его легко или быстро не получится. Тогда же сообщил, что скорее всего это будет психоделическое путешествие. «Вы отправляетесь в другие миры и все такое. Я имею в виду – вы в аду и смотрите, как падают ангелы. Это похоже на безумие», – пояснял Гибсон. Спустя еще год стало известно, что фильм будет разделен на несколько частей.
Актер Джеймс Кевизел во время съемок «Страстей» получил массу травм, но готов сниматься и в «Воскрешении». Кадр из фильма «Страсти Христовы». 2004 |
Мел Гибсон считается ревностным христианином. Известно, что он из семьи католиков-седевакантистов (название происходит от латинских слов sedes – престол и vacans – пустующий). Сторонники этого движения, в числе которых и отец режиссера Хаттон Гибсон, не только не приняли решения II Ватиканского собора (1962–1965), но и не признают пап, правивших во время и после Собора: Иоанна XXIII, Павла VI, Иоанна Павла I, Иоанна Павла II, Бенедикта XVI и Франциска, – полагая, что они потеряли престол ipso facto через ересь модернизма, прогрессивизма, замену Тридентской мессы на Novus Ordo Missae, а главное, по причине изменения формы совершения таинств, что, согласно традиционному католическому вероучению, делает таинства недействительными.
Впрочем, некоторые эксперты называют Мела Гибсона седепривационистом. Приверженцы этого направления заявляют, что все последние римские папы были избраны конклавом законно, но по причине того, что они наносили вред католическому вероучению, понтификами они являются лишь номинально, но не формально и потому не имеют должного авторитета, чтобы наставлять церковь.
В 2005 году Гибсон пытался примириться со Святым престолом и даже планировал снять картину о папе Иоанне Павле II. Скептики считают, что выбор на этого понтифика пал только потому, что Иоанн Павел II похвалил гибсоновские «Страсти». Вскользь проходила информация, что режиссер ездил в Ватикан и договаривался о начале съемок, но потом все сошло на нет.
В опубликованном в начале января с.г. подкаст-интервью с ведущим ток-шоу в США Джо Роганом Мел Гибсон заметил, что «христианство является единственной религией, к которой в Голливуде позволено относиться с презрением». «В индустрии доминируют прогрессистские и левые деятели, часто приветствующие другие религии. Христианство же подвергается критике из-за ассоциаций с белыми людьми, патриархатом и колониализмом», – подчеркнул режиссер. Он также заявил, что «Католическая церковь сегодня больше не является тем, чем она себя называет». По его мнению, «церковь больше не следует учению Христа», ее захватила «поддельная параллельная церковь, проповедующая совершенно иную, порочную религию», поэтому «вместо Божественного руководства» он видит «сокрытие и предательство истинных ценностей».
«Страсти Христовы» были задуманы и сняты режиссером после того, как он пережил тяжелый духовный кризис, выйти из которого Гибсону помогла вера. «Я хотел передать и колоссальность Жертвы, и ее ужас, – говорит режиссер. – Но я хотел, чтобы в фильме были моменты подлинно лиричные и красивые и чтобы в нем постоянно ощущалась любовь, потому что в конечном счете это история о вере, надежде и любви. По-моему, это величайшая история, которую может рассказать человек», – признавался тогда он.
Говоря о нынешнем сиквеле, Гибсон менее словоохотлив. «Я надеюсь, что в следующем году, когда-нибудь» – так он прокомментировал вопрос о начале работы над картиной. В середине января с.г. стало известно, что избранный президент США Дональд Трамп назначил режиссера, а также актеров Джона Войта и Сильвестра Сталлоне специальными послами в Голливуде. По словам политика, такое решение он принял для того, чтобы сделать Голливуд, который за последние четыре года терял бизнес-влияние в зарубежных странах, «больше, лучше и сильнее, чем когда-либо ранее».
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать