Тасманово море, как и весь Тихий океан, капризное и непостоянное – оно то погружено в сонный штиль, то пенится белыми барашками, а то вдруг впадает в штормовое неистовство. Фото автора
Не скрою, название этой заметки я позаимствовал у Бабеля («Как это делалось в Одессе»), хотя и Сидней, и сама Австралия ничем, собственно говоря, этот славный черноморский город не напоминают. Разве что оптимизмом его разноплеменных жителей.
Четвертый раз за свою жизнь я оказываюсь в Сиднее, пребывая в нем от нескольких недель до нескольких месяцев, и не устаю удивляться тому, как живет этот город, тем мелочам бытия, которые и определяют повседневность его обитателей.
Австралийцы, как и все жители Земли, люди разные. Молодые и старые, богатые и не очень, оптимисты, меланхолики и ипохондрики… Но есть правила, традиции, привычки, которые в Сиднее «одни на всех». Кем бы ты ни был по профессии, откуда бы ни перебрался в свое время в эту страну (а большинство людей здесь иммигранты в первом, в лучшем случае во втором-третьем-пятом, поколении), ты добровольно принимаешь правила игры (то есть правила жизни), которые сложились. Ты к ним привыкаешь.
Начнем не с самого главного, но самого на первых порах заметного: встречаясь с прохожим, австралийцы с ним здороваются. Привычным «привет» или «добрый день», в крайнем случае – улыбкой и кивком головы. Этот добрый обычай сохраняется в заметном объеме, правда, только на малолюдных улочках Сиднея и на туристических тропах Австралии. Сити живет по своим законам «большого города», но и здесь, если вы встретились с кем-то взглядом, будьте готовы к тому, что вам улыбнутся и по губам можно будет прочесть традиционное «хейя» (привет). У молодежи это не в таком почете, но и от ее представителей, если ты обратишься с вопросом, ответное общение будет крайне доброжелательным и приветливым, с улыбкой.
Какие еще привычки и черты отличают австралийцев?
Начнем с того, что жители Сиднея очень любят отдыхать и умеют это делать. А еще они любят путешествовать. Ведь путешествие – это лучший отдых! А потому в пятницу вечером или в субботу утром поток машин, увозящих своих пассажиров в горы, на берега рек, озер и морей, нескончаемым потоком тянется по дорогам на север или на юг. Почему не на запад или восток? Да просто потому, что дорога на запад страны неминуемо уведет вглубь континента, в места пустынные, где властвуют жаркое солнце и ветер. А к востоку от города есть только Тасманово море, а вернее – только Тихий океан, принявший то прибрежное имя, которое дали ему в старину мореплаватели.
![]() |
Стая белых попугаев в Столетнем парке (Centennial Park) – любимом месте отдыха горожан. Фото Reuters |
Несмотря на непостоянство океана, пляжей здесь множество и людей на этих пляжах тоже множество. И никакая непогода (кроме разве неистового шторма) не способна заставить австралийцев уйти от моря надолго. Ну, разве что в бары, бесчисленные кафе и ресторанчики, которые в выходные дни переполнены.
Здесь вы встретите кухни всех стран мира. Очень много итальянских кафе, где вас ждут не только традиционная пицца или паста, но и множество других вкусностей. Китайские ресторанчики и просто закусочные удивят вас такими блюдами, о существовании которых вы даже не подозревали. Заведения греческие, хорватские, вьетнамские, индийские, арабские со своей кухней расширят ваши знания по кулинарной географии! А автолавочки с напитками и очень вкусным мороженым? О, это нечто!
И в каждом городке Австралии стоят памятники знаменитым (и не очень знаменитым) людям, героям здешней истории, мемориальные парки и даже мемориальные скамейки! Это уже дань английской традиции, когда скамейка становится «именной» в честь человека, пожертвовавшего деньги на ее установку. Кто такая мисс R или мистер N, мы с вами никогда не узнаем, но посидеть на именной скамье после длинной прогулки всегда хорошо…
![]() |
Движение Free Hugs («Бесплатные объятия») зародилось в свое время в Сиднее и разошлось по всему миру. Фото Reuters |
А главные улицы города еще несколько вечерних часов живут интенсивной жизнью: переполненные бары, ресторанчики и кафе меняют в расписании дня уже отошедших ко сну и уже закрытых утренних собратьев по ремеслу (в Австралии есть кафе, работающие с шести утра и закрывающиеся к полудню). Закрыты практически все магазины, кроме супермаркетов, и то до определенного часа – их владельцам и персоналу тоже нужно отдыхать.
Все шумные магистрали постепенно отходят ко сну: городская уличная жизнь в основном замирает часам к одиннадцати вечера. Город просыпается рано, и в восемь утра многие его жители уже на работе. Сидней – город «жаворонков»?
Находясь в Австралии в качестве гостей у детей, ставших здесь почти аборигенами, мы, естественно, стараемся следовать местному расписанию жизни. Да и как, имея возможность куда-то поехать – выбраться к морю или в горы, оставаться дома? Честно признаюсь, что для меня берег океана предпочтительнее всего. Что мне мерещится в бормотании его прибоя? Какое океану дело до меня, жителя среднерусских низин и возвышенностей? Не знаю, но меня океан лечит, вмешиваясь в повседневность по праву хранителя вечности:
Я океану верю, как врачу:
все будет хорошо,
а там уж – как-нибудь!
Я снова географию учу,
чужих названий постигая суть;
понять пытаюсь –
все сквозь пальцы вновь…
Ах, эта наша поздняя любовь!
Находясь долго ли, коротко ли в чужой стране, нужно обязательно почувствовать себя в ней своим, и тогда она откроет для тебя сердце, как добрая соседка, к которой ты заглянул «на чаек». Общению с которой ты рад и которая тебе рада… И не нужно подгонять время, думая о неизбежном отъезде. Его время придет, и тогда сегодняшняя действительность станет просто добрым воспоминанием. А добрые воспоминания – это и есть жизнь, которую ты прожил, и без которых наше будущее просто может не состояться.