0
294
Газета Стиль жизни Интернет-версия

04.08.2025 18:32:00

Рождение кукольной мистерии

Союз четырех – или совместная работа художника, куклы, актера и режиссера

Елена Недошивина

Об авторе: Елена Вячеславовна Недошивина – кукольник, путешественник.

Тэги: куклы, марионетки, театр марионеток, процесс осздания марионетки, художник кукольник, актер кукольник


8-9308-1-1-t.jpg
Режиссер может поставить
очень разные по сложности задачи,
например, сделать муху
из головы зайца и туловища солдата.
Фото из архива автора
Режиссер может поставить очень разные по сложности задачи, например, сделать муху из головы зайца и туловища солдата. В дни религиозных праздников в Египте, Греции, Риме входы в храм украшали большие статуи богов. Статуи были не простые, а с механической начинкой. И жрецы широко пользовались возможностью привести в движение головы, руки, ноги богов, вызывая страх, создавая атмосферу чародейства, таинства, ужаса. Что, конечно, вносило трепет и раболепие в сердца верующих. Эти статуи и послужили прообразом марионетки.

Уличные ремесленники стали делать маленьких куколок-божков. Подвижными были все части тела куколки. Они способны были имитировать движения человека и полюбились и детям, и взрослым. В Греции и Риме начался бум бродячих артистов, которые показывали на улицах представления с участием одной или двух кукол, что воспринимались весьма благосклонно всеми социальными слоями населения. Потом появились первые кукольные театры с марионетками, которые и определили основное назначение куклы с подвижными частями тела, сделав сцену ее призванием.

Таким куклам уделяли свое внимание выдающиеся изобретатели, ученые, мыслители и философы, писатели и поэты. Ученые усовершенствовали сложные механизмы, поэты писали пьесы для постановок. Кстати, под впечатлением от первого представления петербургского театра марионеток Юлии Слонимской и Петра Сазонова даже Николай Гумилев написал поэтическую сказку-пьесу для кукольного театра «Дитя Аллаха».

Самыми искусными мастерами по изготовлению кукол были итальянцы, как наследники римских бродячих артистов они обладали наибольшим опытом работы с куклой. И слово «марионетка» итальянского происхождения.

Марионетки преданно служат человеку по сей день. Без человека они – бесформенная груда тряпья, деревяшек и прочего мусора. Но вот подходит актер, берет в руки необычный инструмент – вагу, и бесформенное нечто оживает, поднимает голову, потягивается, пробует на движение конечности, и кукла в строю и готова беспрекословно исполнять малейшее желание актера. Ключ к этим куклам – теплота рук человеческих. Есть потрясающий номер «Пьеро» художника, кукольника, театрального режиссера Филиппа Жанти. Посмотрев его, станут понятны взаимоотношения марионетки и человека, как, впрочем, человека и Бога.

Марионетка – самая сложная кукла в семействе кукол театральных, играющих. Планшетные, перчаточные, гапидные куклы работают непосредственно с рукой актера, и только марионетка прячет актера от глаз зрителя. Связь ее с актером осуществляется только через жилки-ниточки. И поэтому работа актера и художника-кукольника необычайно сложна и интересна. Не надо забывать и режиссера. Актер в руках режиссера та же марионетка. И вот союз четырех: художника, куклы, актера и режиссера – рождает мистерию.

В работе художника театра кукол нет правил. Каждый раз, приступая к новой сложной задаче, начинаешь изобретать. Даже если подобную задачу уже решал, в следующий раз ты все сделаешь по-другому, упростив или усложнив конструкцию.

Вот, допустим, взять ведра из сказки «По щучьему велению». Как сделать, чтобы обычное ведро вдруг обрело ноги и само пошло? Причем на глазах зрителя, используя только нити. Или гусеница, которая должна ползти по стволу дерева без помощи актера? Кстати, про это говорят: тут мы незаметно «подворуем», то есть поможем кукле.

Моя первая марионетка Муха сделана по наитию, на одном энтузиазме. Как-то зашел к нам в мастерскую режиссер. В руках держит непонятные детали из дерева и несколько голов из папье-маше. Виновато смотрит и говорит, теребя вихры: «Вот голова зайца и туловище греческого солдата. В общем, из этого, как – не знаю, надо сделать Муху. А из головы льва и вот этой непонятной штуковины – гусеницу. Причем, заметьте, это надо очень срочно!»

А чем сложнее ставится передо мной задача, тем азартнее я ее решаю. Голову зайца мне, правда, стало жалко пускать под Муху, может быть, пригодится, когда срочно понадобится сделать, допустим Слона. Я нашла недоделанную головку Чиполлино, нарастила глаза, скрутила из проволоки хоботок и все это довела до общего знаменателя путем маширования. Голова случилась. Используя доселе невиданную в театральном закулисье технику, склеила и вырезала туловище Мухе. За этим занятием меня застал режиссер, долго наблюдал и затем спросил: «Лена, эту технику вы где-то подсмотрели?!» – «Нет. Сама придумала». – «Да, чувствую, вы тут по незнанию таких дел наворотите, таких кукол понаделаете!»

Когда Муха вчерне была уже готова, брюшко и лапы стали обрастать бархатной оснасткой, крылья не отличить от настоящих, глаза стали, не побоюсь этого слова, фасеточными – режиссер зашел опять, посмотрел на мою работу и произнес слова, которые прозвучали для меня как песня, как признание в любви: «Гениально! Гениально! Гениально!»

8-9308-1-2-t.jpg
Театральные куклы часто диктуют
свою волю художнику,
и к их капризам нельзя не
прислушиваться, иначе жди беды.
Фото из архива автора
Не только авторские куклы диктуют свою волю художнику, но и театральные куклы достаточно капризны, и не прислушиваться к ним нельзя. Вот недавно лепила я лошадь. Небольшую, в холке 40 см. И не всю лошадь лепила, а только ее морду, так как остальные части делать буду из другого «сора». Это цитата из Анны Ахматовой, не подумайте, что я так небрежно, без уважения отношусь к своим куколкам, которые меня, между прочим, кормят, одевают и даже гуляют. Так вот, лепила-лепила и, чтоб не скучно было, ну и чтоб рождалась уже с характером, дала лошади имя Луша. И потихоньку полилась беседа. Но тут наша художница говорит: «Маловата лошадка, дед с бабой по сравнению с ней гиганты и титаны. Надо бы побольше ее сделать, покрупнее».

Стала я лепить голову побольше. И вдруг непонятно откуда выскакивает новое имя для лошадки: Глафира! Так-то я посмотрела на нее, еще только формирующуюся, пластилин комьями, глаза шарами, точно Глафира! Уж никакая не Луша...

Вот ведь как. Процесс создания куклы-марионетки сложный и долгий. Эскизы, технический рисунок – это работа бумажная, а вот лепка, отливка из гипса, формовка головы – в старинной технике папье-маше. Затем начинка головы механикой. Глаза, рот, брови, уши – все может двигаться в зависимости от характера и образа куклы. Руки, ступни, бедра, шея, туловище и прочие части тела чаще всего режутся из дерева. Затем марионетку надо правильно вывесить на вагу, проверить движения, работу рта, глаз. Чтобы достаточно было пальцем задеть жилку и глаз моргнул или приоткрылся рот. Когда все, слава богу, работает, не тормозит и не цепляет, отвязываешь нити, убираешь в сторону вагу, и начинается тонкая работа – роспись, подбор тканей, шитье. Или если марионетка зверь, то обтяжка мехом, выстригание, подкраска.

После приглашается актер, чтобы он попробовал поработать куклой. Если все «туда» (еще одно театральное словечко), то с чистым сердцем отправляешь куклу на сцену. Все. Она теперь полноправный актер труппы.

Конечно, поймать в тенёта театра кукол художника нелегко. Кукольником надо родиться. Это даже не работа, это образ жизни. Нет такого, чтобы, придя домой, я бы не вытащила список дел, отложенных на вечер. А списки бывают смешными. Вот, например, список из случайно сохранившегося листка:

1. Порезать хобот на сегменты.

2. Просверлить точку в хвосте для пучка.

3. Пропилить отверстие в голове для шнура, эластичной трубки и подумать, как укрепить курок.

4. Точить туловище с учетом крепежа-курка и водонапорной трубки.

5. Точить и шкурить копыта.

6. Пришить голову сороке.

7. Загрунтовать и поддуть тарелки на связке.

Но не все, даже те, кто учился и был расположен к этому делу, задерживаются и остаются в профессии. В 90-е годы многие рукастые мальчишки шли не в театры, а в ювелиры или граверы. Особенно хорошо им платили в ритуальных конторах за гравировку фотографий, эпитафий и дат жизни-смерти.

Но не будем о грустном. Вернемся к витальному. Кукла Муха из отряда простейших марионеток, всего четыре нити, голова, брюшко и две нити по бокам, что помогает ей эффектно переваливаться с боку на бок, но в зависимости от того, какие функции должна выполнить кукла, подвешиваешь ее и на 10 нитей, а бывает, и больше. И вот тут сложности художника заканчиваются и начинается работа актера-кукольника.



Читайте также


На меня смотрит кукла

На меня смотрит кукла

Елена Недошивина

Жители лилипутской страны, парижские красавицы и "Маленькая танцовщица" Эдгара Дега

0
2935
Чудеса и открытия мира кукол

Чудеса и открытия мира кукол

Елена Недошивина

От марионетки из кости мамонта до мишек Тедди и Барби

0
3038

Другие новости