0
358
Газета Стиль жизни Интернет-версия

11.08.2025 18:50:00

История "Кабачка "13 стульев"

Пан Зюзя, Люлек и все остальные

Геннадий Гутман

Об авторе: Геннадий Рафаилович Гутман (псевдоним Г. Евграфов) – литератор, один из редакторов альманаха «Весть».

Тэги: советское телевидение, юмористическая передача, кабачок 13 стульев, история


советское телевидение, юмористическая передача, кабачок 13 стульев, история Анатолий Папанов (крайний слева), Зиновий Высоковский (стоит анфас в центре) и Андрей Миронов (лежит на сцене) в спектакле Московского театра сатиры. Фото с сайта www.goskatalog.ru

«Какой пан Зюзя без Люлька?» – спрашивал в 70-е годы артист Зиновий Высоковский, игравший пана Зюзю в одной из самых популярных телепередач «Кабачок «13 стульев». И народ, приникнув к телевизору, единодушно соглашался, вторя писателю-сатирику Аркадию Арканову, утверждавшему:

Какая Марья без Ивана,

Какой ботинок без шнурка,

Какая песня без баяна,

Какой пан Зюзя без Люлька?

Любимая передача второго Ильича

Поговаривают, Леонид Ильич лично включал телевизор, когда показывали «Кабачок «13 стульев», что позволяло ему расслабиться и отвлечься от текущих дел государственной важности.

Самая популярная юмористическая передача на советском телевидении впервые вышла в 1966 году. Идею предложил артист Александр Белявский, руководству она понравилась, воплотить ее поручили редактору Центрального телевидения (далее – ЦТ) Анатолию Корешкову и режиссеру Георгию Зелинскому. Действие должно было происходить в польском кафе с постоянными посетителями.

На главные роли режиссер пригласил артистов Театра сатиры – Ольгу Аросеву (ироничную и умудренную житейским опытом пани Монику), Наталью Селезневу (невероятную модницу пани Катарину), Бориса Рунге (чудаковатого пана Профессора), Михаила Державина (находящего выход из любых ситуаций пана Ведущего), Спартака Мишулина (самодовольного пана Директора), Зиновия Высоковского (писателя-зайцеведа пана Зюзю), а также из Театра им. Евгения Вахтангова – Юрия Волынцева (обаятельного пана Спортсмена), из Театра миниатюр – Рудольфа Рудина (самоуверенного и безапелляционного пана Режиссера) и других актеров театра и кино.

К сотрудничеству привлекли Григория Горина, Марка Захарова, Семена Альтова и других талантливых авторов, хотели, чтобы в диалогах, репризах и скетчах звучал качественный юмор. Правда, первый монолог, как и имя для своего героя, абсолютно не приспособленного к жизни человека, Зиновий Высоковский придумал сам. Впоследствии образ пана Зюзи превратился в актерскую маску.

В течение недолгого времени «Кабачок «13 стульев» стал одной из самых любимых передач на телевидении. Улицы в Москве пустели, когда показывали две программы – передачу «Кабачок» и трансляцию футбола. На советском телевидении появилась хоть одна передача – окно в нормальную жизнь, которая не ограничивалась интересом к сообщению о «запуске очередной домны», «вестям с полей» и постоянным «козням врагов» против первого в мире государства рабочих и крестьян.

На фоне других передач эта выделялась единством места, композиции и стиля. В ней участвовали постоянные герои, шутившие на житейские темы. Они не боялись иронизировать друг над другом и над собой. Юмор был добрым и человечным, а в персонажах зрители нередко узнавали самих себя.

Однако через некоторое время руководитель ЦТ Сергей Лапин, обнаружив в передаче антисоветский подтекст, решил ее закрыть. Но вмешался лично генеральный секретарь, и передача продержалась еще немного, до польских событий 1980 года.

8-9313-1-2-t.jpg
В передаче «Кабачок «13 стульев»
герои шутили на житейские темы.
Фото РИА Новости
«В нашей семье никогда не было ни босяков, ни шаромыжников, ни артистов…»

С детства Зиновий Высоковский мечтал быть клоуном, шутом, артистом, известным не только в своем родном Таганроге. Он родился в один день с Фридрихом Энгельсом, как шутил сам Высоковский, чуток попозже его. «Сей факт сердце никак не согревает, но все-таки какой-то «Анти-Дюринг» в этом присутствует», – говорил он.

Омраченное войной детство Зиновий провел в эвакуации в Тбилиси. Мальчишки пели на базарах, воровали фрукты с прилавков, сердобольные грузины делали страшные глаза и только цокали языком. После войны семья вернулась в Таганрог. Высоковский окончил школу с золотой медалью и в 1952 году отправился в Москву поступать в Щукинское училище.

В столице не было ни родных, ни знакомых – никого… Папа, главный бухгалтер кирпичного завода в Таганроге, тяжело вздыхая, говорил маме: «Ребенок с золотой медалью уходит в босяки. И откуда это у него? В нашей семье никогда не было ни босяков, ни шаромыжников, ни артистов…»

Мечты сына разбились о суровую реальность, в Щукинское училище он поступил только со второй попытки – в 1957 году, в Театр сатиры взяли с первой – в 1967-м.

«Далеко не отходи…»

Валентин Плучек собрал в своем театре уникальных артистов, которых любила вся страна, – Андрея Миронова, Анатолия Папанова, Александра Ширвиндта, Татьяну Пельтцер, Ольгу Аросеву… И среди них молодой провинциал не затерялся. Несмотря на то что он играл в основном эпизодические роли – нелепого доктора Бартоло в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», растерянного почтмейстера в «Ревизоре», ироничного аптекаря в «Интервенции», ревнивого мужа в «Маленьких комедиях большого дома», – все они были яркие, характерные, запоминающиеся. Много позже Высоковский вспоминал: «В Театре сатиры меня укоряли на худсовете, что я все роли играю как бы от себя. Но в спектакле «Пена» по Михалкову я наклеил бороду, меня хвалили, говорили, что в роли Соломы я отошел наконец от себя. Я сказал об этом Райкину. Он заметил: «Далеко не отходи…» И всю свою последующую жизнь Высоковский следовал совету мастера. Не отходил, и поэтому стал тем, кем стал – народным (не только по званию), единственным в своем роде артистом.

Потом его пригласили в кино («Друзья и годы», «Еще раз про любовь», «Алиса в Зазеркалье»), но узнавание и настоящая любовь зрителя пришли к нему, когда на ЦТ появился «Кабачок «13 стульев».

«Добрейший всем вечерочек»

Высоковский судьбу любимой им передачи не повторил – не исчез ни с экранов телевизоров, ни с эстрады. Разговоры подвыпившего интеллигента с женой – «Люльком», «телефонные монологи» из вытрезвителя, которые писал Владимир Тихвинский, стали классикой жанра, а многие фразы и выражения из этих монологов (как и пана Зюзи – «добрейший всем вечерочек», «каждый, кто попробует обидеть зайца, будет иметь дело со мной!», «чтоб вы у меня все были здоровенькими») – крылатыми. Все это шло в народ, на улицы, кухни. Позже появилась целая серия похождений героя – «Люлек из ГАИ», «Люлек на рыбалке» и т.п.

Когда передачу с «паном Зюзей» закрыли, Высоковский тяжело переживал: на целых полтора десятилетия она стала частью актерской судьбы. В начале 90-х он предпринимал отчаянные попытки возродить «Кабачок». Но на дворе стояло другое время, и старый юмор такого интереса, как раньше, не вызывал. На глазах с меняющейся страной менялось телевидение. Добрые монологи Высоковского пришлись не ко двору, они не вписывались в новую российскую действительность.

Последняя роль

В 1988 году отношения с Валентином Плучеком, которые всегда были непростыми, еще более обострились, противоречия зашли в тупик. Высоковский ушел из Театра сатиры, но не из профессии. Стал работать в антрепризных спектаклях, объездил с ними почти весь мир. И продолжал выступать – на сцене МХТ им. Чехова. Он обрел свободу и приобрел право принадлежать только самому себе.

В начале XXI века вернулся в кино, снялся в сериалах «Кышкин дом», «Кровавая Мэри», фильме «Парк советского периода».

В 2007 году новый художественный руководитель театра Александр Ширвиндт пригласил его сыграть роль в спектакле «Женщина без границ». Роль старого друга главной героини пришлась Высоковскому по душе. В этой комедии нравов он увидел «трогательные стороны», но героя сыграл, как всегда, по-своему – соединил в нем комическое и трагическое. Из чего, собственно говоря, и состоит жизнь. Роль оказалась последней… 

Больше, чем анекдот

За несколько лет до ухода Зиновий Высоковский издал книгу – автобиографическую прозу «Жизнь моя – анекдот». Не соглашусь, его жизнь была больше, чем анекдот. 

P.S. Байка от Высоковского

«Всё! Опечатываем парикмахерскую! Всё будем делать по-новому! Всё будем менять! Категорически всё менять!». 

Моисей вздохнул и сказал:

«Не надо так волноваться, я согласен, что всё надо категорически менять. Но у меня к вам один маленький вопрос: почему вы решили начать именно с нашей парикмахерской?»



Читайте также


Подмосковный голос спасения

Подмосковный голос спасения

Георгий Соловьев

Система-112 стала ключевым помощником для жителей и гостей региона в любых экстренных ситуациях

0
1723
Нематериальные ценности образования

Нематериальные ценности образования

Наталья Харламенкова

Ресурс преодоления жизненных проблем – в непрерывном познании нового

0
2731
Хлоп задними ногами в настоящее

Хлоп задними ногами в настоящее

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

Исполнилось 225 лет со дня рождения писателя Александра Вельтмана

0
3374
От первых до последних залпов

От первых до последних залпов

Андрей Мартынов

Реальные и мнимые причины поражений

0
617

Другие новости