0
1205
Газета Главная тема Интернет-версия

31.05.2012 00:00:00

Писатель Писателевич и другие

Тэги: большая книга, премия, шортлист


большая книга, премия, шорт-лист На литературном обеде назвали победителей и проигравших.
Василий Бакшеев. За обедом. Неудачники. Кировский областной художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых

По традиции – уже в седьмой раз – объявление происходило на литературном обеде в главном магазине страны ГУМе. Если судить по «длинному» большекнижному списку, обнародованному в конце апреля, при составлении шорт-листа Совету экспертов премии было из кого выбирать – и тем сложнее оказался выбор.

В этом году среди претендентов на награду помимо привычных для «Большой книги» фигур, вроде четырежды финалиста и единожды лауреата «БК» Александра Иличевского или серебряного призера 2008 года Людмилы Сараскиной ( они на сей раз в финал не вышли), оказались имена довольно неожиданные. Например, режиссер и сценарист Александр Сокуров, к своему 60-летию выпустивший сборник эссе, дневников, сценарных набросков под названием «В центре океана». Он тоже не попал в шорт-лист.

А вот представителю РПЦ архимандриту Тихону (Шевкунову), чьи новеллы из церковной жизни называют православным бестселлером (говорят, суммарный тираж уже приблизился к миллиону), повезло больше: его «Несвятые святые» и другие рассказы» оказались в числе книг-финалистов.

Ну и о некоторых других участниках шорт-листа. Многие книги чтением легким и приятным не назовешь, так что литобед получился с горьковатым привкусом.

Современный классик петербуржец Даниил Гранин вышел в финал с повестью «Мой лейтенант» на военную, как понятно из названия, тему. В книге два главных героя – вернее, один в двух лицах. Первый – лейтенант Д., непосредственный участник событий, молодой инженер, в начале Великой Отечественной записавшийся добровольцем в ополчение и верящий в светлое завтра. И тот же самый человек годы спустя, вспоминающий изнанку войны и убедившийся на своем опыте, что «завтра», превратившееся в «сегодня», а потом и во «вчера», оказалось не таким уж светлым.

Об отцах и детях – точнее, отце и дочери – повесть другого петербургского писателя Валерия Попова «Плясать досмерти». Это страшное в своей откровенности натуралистическое повествование, герой которого – писатель Валерий Попов – рассказывает историю недолгой жизни своей дочери Насти, пытаясь «заговорить» ужас смерти юмором.

Еще один Попов – Евгений в тандеме с лауреатом «Большой книги» – 2006 Александром Кабаковым написал книгу диалогов-воспоминаний о покойном друге-коллеге Василии Аксенове «Аксенов». Говорить о не так давно умершем друге тоже веселого мало, хотя тональность воспоминаний отнюдь не траурная. Главный герой предстает и стилягой (одна из глав так и названа – «Стиляга Вася»), и любимцем женщин («Аксенова любили все женщины с высшим образованием в Советском Союзе (Российской Федерации)»)… Кроме того, собеседники то и дело отвлекаются на анекдоты, рассуждения о музыке, истории, религии, классической русской литературе и т.д. и т.п., далеко не всегда демонстрируя единодушие. В целом «Аксенов» дает представление не только о человеке и прозаике «Писателе Писателевиче Аксенове», но и о времени шестидесятников, к которым принадлежат и герой, и авторы книги.


Но помни, писатель: всякая победа – не твоя, лишь поражение – твое!
Петер Пауль Рубенс. Поражение Сеннахирима. Первая половина XVII в. Старая пинакотека (Мюнхен, Германия)

«Стыдные подвиги» Андрея Рубанова – роман в рассказах, обычная вроде бы история обычного человека («тридцатитрехлетний никто, сбежавший от жены и сына. Мелкий малоталантливый торгаш, когда-то мечтавший сколотить миллиарды и потратить их на избавление человечества от голода и болезней… Спортсмен, забросивший спорт. Сочинитель, не сочинивший и десятка страниц»), не чуждого, однако, саморефлексии и самоиронии. Оглядываясь на свою жизнь со всеми достижениями и ошибками – «стыдными подвигами», герой видит ее одновременно «изнутри» (из прошлых лет) и «со стороны» (с учетом прожитого)…

Роман «Мэбэт» Александра Григоренко (новое для читателя имя), написанный по мотивам ненецких мифов. Но по мере чтения «этнография» все больше замещается «экзистенцией» и становится понятно, что это не просто эпос, фольклор, а глубокая притчевая проза о жизни и судьбе, о том, что «жизнь человека – как чужая война, где всякая победа не твоя. Только поражение – твое» (хорошо бы помнить об этом всем участникам премиальной гонки).

* * *

Теперь можно сказать, что главное мы узнали, поскольку обычно в премиях самое интересное – именно шорт-лист, который разнообразнее и репрезентативнее, чем один-два-три (в данном случае – три) будущих лауреата.

Тем не менее теперь дело за Литературной академией – премиальным жюри, которое должно продегустировать весь финальный список и к концу ноября назвать три главных блюда, то есть победителей «БК»-2012.

И за читателями, у которых из года в год проводилось свое – альтернативное голосование и чей выбор не всегда совпадает с выбором литакадемиков. Но это уж, как водится, дело вкуса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
661
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
570
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
558
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
612

Другие новости