Владимир Сутеев – сказочник, сценарист, режиссер,
художник. Фото с сайта www.вп-библиотека.рф |
Писательские юбилеи на страницах «НГ-EL» отмечаются регулярно. Но сегодня пусть не юбилей, но круглая дата – человека, который, если перефразировать крылатую евтушенковскую фразу, больше, чем писатель.
Владимир Григорьевич Сутеев (1903–1993) был и художником в разных ипостасях (карикатуристом, плакатистом, мультипликатором, постановщиком, иллюстратором), режиссером и сценаристом мультфильмов, одним из отцов-основателей отечественной мультипликации. Писал сказки (многие из которых экранизированы). Ставил во время войны учебно-документальные фильмы на студии «Воентехфильм» – «Ориентирование на местности», «Типы вражеских танков», «Уничтожай танки врага», «Как бороться с замораживанием»…
Родился этот разносторонне талантливый человек в Москве в семье врача, впоследствии доктора медицинских наук, профессора, дерматовенеролога, миколога, лауреата Сталинской премии Григория Осиповича Сутеева, любившего живопись, музыку (и даже дававшего концерты в Благородном собрании), дружившего со скульптором Степаном Эрьзей. Сутеевы-младшие (Владимир и его брат Вячеслав) рисовали с детства. Еще школьником (Владимир начинал учебу в гимназии, а окончил школу уже в советское время) мальчик оформлял выставки и спортивные дипломы, подрабатывая. Хотя нельзя сказать, что вся его жизнь тогда была подчинена искусству: он успел побыть и санитаром, и школьным инструктором физкультуры. И учиться пошел в технический вуз – МВТУ имени Баумана.
Но инженером так и не стал, выбрав все-таки рисование – художественный факультет техникума кинематографии, где с ним учились Вячеслав и двоюродный брат Дмитрий Боголепов, будущие режиссеры научно-популярных фильмов. А Владимир увлекся мультипликацией и в 1925 году, еще студентом, в качестве аниматора вместе с Иваном Ивановым-Вано, сестрами Валентиной и Зинаидой Брумберг и Ольгой Ходатаевой выпустил свой дебютный фильм «Китай в огне» (он же – «Руки прочь от Китая!»). Речь в этом мультике, как можно догадаться по названию, шла о поддержке китайской революции и протесте против вмешательства мирового империализма во внутренние дела Поднебесной. Но куда интереснее не идеологическая, а техническая сторона фильма: он стал мультфильмом-рекордсменом всех времен и народов по продолжительности – 1 километр пленки, более 50 минут экранного времени; в нем впервые применили альбомный метод мультипликации.
По окончании техникума в 1928 году Сутеев поступил работать на кинофабрику «Межрабпомфильм». Три года спустя с Львом Атамановым срежиссировал первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперек» (другое название – «Вертушка»). Это черно-белое графическое произведение агитировало зрителей соблюдать правила дорожного движения: главный персонаж – человечек, торопившийся на работу, оказывался сначала под машиной, а потом в больнице, и, весь в бинтах и с костылем, делал доклад о правилах уличного движения.
Позднее Владимир Григорьевич работал в студии Виктора Смирнова, на «Мосфильме», в «Союзмультфильме» (где в 1930-е появились «Колобок», «Дядя Степа», «Муха-Цокотуха» и другие его режиссерские работы). Прошел всю Великую Отечественную – Юго-Западный фронт, Белорусская операция… Лишь иногда его отзывали снимать учебные фильмы на «Воентехфильме», о чем говорилось выше.
После войны преподавал на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме», работал в Детгизе, иллюстрируя сказки Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Агнии Барто, Джанни Родари и других детских писателей. «Веселых авторов, пишущих для малышей, мало, а художников, жаждущих нарисовать забавную смешную книжку, гораздо больше, поэтому волей-неволей пришлось мне самому придумывать сказки и рисовать к ним картинки», – признавался художник в автобиографии. В 1952 году вышла его первая книжка «Две сказки про карандаш и краски», которую похвалил Чуковский.
Познание мира увлекательно, хотя порою опасно.
Кадр из мультфильма «Кто сказал «мяу»?». 1962 |
«…Мне часто задают вопрос: «Скажите, как вы задумываете свои сказки? Что рождается раньше – рисунок или текст?» Думаю, что на этот вопрос не может быть ответа, так же, как и на вопрос: «Что было раньше – курица или яйцо», – писал Владимир Григорьевич. Вообще, Сутеев-художник, Сутеев-мультипликатор, Сутеев-писатель – это как три головы одного Змея Горыныча. Только не канонически злого, а наоборот. Сутеев – сказочник, который учит доброте весело, без морализаторского трясения пальцем перед детским носом. Будит интерес к постижению мира, никого не понукая, ничего не навязывая. Помните мультфильмы «Тараканище», «Терем-теремок», «Мешок яблок»? Все они поставлены по сценариям Владимира Сутеева. Или «Кто сказал «мяу»?» про любознательного щенка? Правда, мне и моим подружкам в детстве гораздо больше нравились не кукольные, а рисованные мультики, но «Кто сказал «мяу»?» – фильм действительно замечательный. Он снят не только по сценарию Сутеева, но и на основе его собственной сказки о том, что познание жизни – процесс сложный. К нему нужно подходить не с безбашенным любопытством, а с разумной осторожностью, поскольку на пути могут встретиться разные персонажи – и не всегда милые и пушистые:
«Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал:
– Мяу!
Щенок поднял голову, посмотрел – никого нет. «Это, наверно, мне приснилось», – подумал он и улегся поудобнее. И тут кто-то опять сказал:
– Мяу!
– Кто там?
Вскочил Щенок, обежал всю комнату, заглянул под кровать, под стол – никого нет! Влез на подоконник, увидел – за окном во дворе гуляет Петух.
«Вот кто не дал мне спать!» – подумал Щенок и побежал во двор к Петуху.
– Это ты сказал «мяу»? – спросил Щенок Петуха.
– Нет, я говорю… – Петух захлопал крыльями и закричал: – Ку-ка-ре-ку-у-у!
– А больше ты ничего не умеешь говорить? – спросил Щенок.
– Нет, только «кукареку», – сказал Петух.
Щенок почесал задней лапой за ухом и пошел домой… Вдруг у самого крыльца кто-то сказал:
– Мяу!
«Это тут!» – сказал себе Щенок и быстро начал рыть под крыльцом всеми четырьмя лапами. Когда он вырыл большую яму, оттуда выскочил маленький серый Мышонок.
– Ты сказал «мяу»? – строго спросил его Щенок.
– Пи-пи-пи, – запищал Мышонок. – А кто так сказал?
– Кто-то сказал «мяу»…
– Близко? – заволновался Мышонок.
– Вот здесь, совсем рядом, – сказал Щенок.
– Мне страшно! Пи-пи-пи! – запищал Мышонок и юркнул под крыльцо.
Щенок задумался. Вдруг около собачьей конуры кто-то громко сказал:
– Мяу!
Щенок обежал вокруг конуры три раза, но никого не нашел. В конуре кто-то зашевелился… «Вот он! – сказал себе Щенок. – Сейчас я его поймаю…» Он подкрался поближе… Навстречу ему выскочил огромный лохматый Пес.
– Р-р-р-р! – зарычал Пес.
– Я… я хотел узнать…
– Р-р-р-р!
– Это вы сказали… «мяу»? – прошептал Щенок, поджимая хвостик.
– Я? Ты смеешься, Щенок!
Со всех ног бросился Щенок в сад и спрятался там под кустом. И тут, прямо над его ухом, кто-то сказал:
– Мяу!
Щенок выглянул из-под куста. Прямо перед ним, на цветке, сидела мохнатая Пчела. «Вот кто сказал «мяу»! – подумал Щенок и хотел схватить ее зубами.
– З-з-з-з! – прожужжала обиженная Пчела и больно ужалила Щенка в кончик носа. Завизжал Щенок, побежал, а Пчела за ним! Летит и жужжит:
– Уж-ж-жалю! Уж-ж-жалю!
Подбежал Щенок к пруду – и в воду! Когда он вынырнул, Пчелы уже не было. И тут опять кто-то сказал:
– Мяу!
– Это ты сказала «мяу»? – спросил Щенок Рыбу, которая проплывала мимо него.
Рыба ничего не ответила, махнула хвостом и исчезла в глубине пруда.
– Ква-ква-ква! – засмеялась Лягушка, сидевшая на листе лилии. – Разве ты не знаешь, что рыбы не говорят?
– А может быть, это ты сказала «мяу»? – спросил Щенок Лягушку.
– Ква-ква-ква! – засмеялась Лягушка. – Какой ты глупый! Лягушки только квакают. – И прыгнула в воду. Пошел Щенок домой мокрый, с распухшим носом. Грустный, улегся он на коврике около дивана.
И вдруг услышал:
– Мяу!!!
Он вскочил – на подоконнике сидела пушистая полосатая Кошка.
– Мяу! – сказала Кошка.
– Ав-ав-ав! – залаял Щенок, потом вспомнил, как рычал мохнатый Пес, и зарычал: – Р-р-р-р! Кошка изогнулась, зашипела: «Ш-ш-ш!», зафыркала: «Фыр-фыр!» – и выпрыгнула в окно. Вернулся Щенок на свой коврик и улегся спать. Он теперь знал, кто сказал «мяу».
«Я счастлив, что посвятил свою деятельность детям», – написал Владимир Сутеев, чья почти 90-летняя жизнь – словно иллюстрация к словам Франца Кафки: «Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет».
комментарии(0)