0
8785
Газета Главная тема Интернет-версия

11.04.2019 00:01:05

Чье гетто больше

Слет фантастов Роскон-2019: весенняя литературная феерия в Подмосковье

Тэги: конференция, форум, подмосковье, сергей лукьяненко, фантастика, реализм, дискуссия, премии, вадим панов, будущее, музыка


конференция, форум, подмосковье, сергей лукьяненко, фантастика, реализм, дискуссия, премии, вадим панов, будущее, музыка Роман Сенчин: «Почему я не пишу фантастику». Фото Тамары Антипиной

Конвенты фантастов проводятся уже не первый год. Конференция по вопросам фантастики Роскон – один из крупнейших российских тематических фестивалей проходил в Подмосковье уже в 19-й раз. Когда-то он был назван «первым конвентом XXI века», потому что начинает свой отсчет от января 2001 года. Особенностью мероприятия года этого было то, что на него пригласили не только ведущих российских фантастов и их поклонников, но и оппонентов фантастической литературы – критиков, блогеров, представителей науки и так называемой боллитры, то есть  большой литературы.

Страсти на конвенте разгорелись нешуточные. Обычно самым эмоциональным событием становится конкурс «Рваная грелка», на котором финалисты выступают в качестве судей и адвокатов представленных рассказов и буквально бьются за победу. Но в этот раз «баттл» состоялся и между критиками. Основной темой спора стал вопрос о правомерности выделения фантастики в отдельный жанр, об оценке качества текстов независимо от присутствия фантастической составляющей. А вот в битве реалистов против фантастов последние победили. Или считают, что победили. Во всяком случае, фантаст Вадим Панов убедил основателя жанра нового реализма, лауреата премии правительства РФ Романа Сенчина в том, что это достойный жанр. Хотя, может, и не убедил. Впрочем, подробнее об этом – чуть ниже.

В рамках Дня науки на Росконе обсуждались взаимоотношения жанра фантастики с лингвистикой, киберпрогностикой, палеоантропологией, военным делом и даже медициной. Также в рамках Дня большой  литературы на Росконе секретарь Союза писателей Москвы, один из основателей и президент Русского ПЕН-центра Евгений Попов рассказал, как опубликоваться в толстых журналах сегодня и как это было в советское время; прозвучало множество имен классиков советской литературы, с которыми он был знаком. Популяризатор космонавтики Виталий Егоров (блогер, пишущий под ником Zelenyikot), автор книги «Делай космос», развенчивал мифы о космосе и объяснял, почему сегодня человеку бессмысленно лететь в космос, почему нам не нужны базы на Луне и Марсе и почему почти наверняка мы одни в изученной Вселенной.

9-1-2-t.jpg
Вадим Панов: «Почему я пишу фантастику».
Фото Тамары Антипиной
Традиционна для Роскона обильная кинопрограмма. В этот раз сценаристы Алексей Гравицкий и Сергей Волков представили два полнометражных проекта, показали фрагменты российских фантастических фильмов «Робо» и «Кома». Первый адресован детям, второй – захватывающий триллер. Кинематографисты-дебютанты из Санкт-Петербурга Андрей Туманов и Константин Михайлов привезли получасовую короткометражку Gypsy.

Было много музыкальных выступлений, которые курировал Алексей Лукьянов. Перед фантастами выступили Павел Фахтдинов и Алексей Вдовин, а также проект «Пчела-бэнд», возглавляемый Олегом Чилапом. А Михаил Башаков и Борис Плотников своими песнями перемежали вручение призов собственно Роскона, а также Интернационального союза писателей на закрытии фестиваля.

Вернемся же ко Дню большой литературы на Росконе, нам наиболее интересному. Среди мероприятий форума хотелось бы отметить три, которые относительно плавно перетекали одно в другое. Сначала прошла дискуссия между Романом Сенчиным (он выступал под условным девизом «Почему я не пишу фантастику») и Вадимом Пановым (он выступал под условным девизом, который звучал, как нетрудно догадаться, «Почему я пишу фантастику»). Дискуссия была интересной, но нельзя сказать, что слишком уж яростной. Даже многочисленные вопросы и выступления с мест были достаточно благодушны. А что вы хотели? Все друг друга знают, друг друга читали, а большинство между собою и дружат.

9-1-3-t.jpg
А у поэта-акциониста Антона Свириденко свое,
необычное отношение и к фантастике,
и к реализму.
Фото Тамары Антипиной
Весомым доказательством того, что грань между фантастикой и серьезной литературой условна, стал новый роман Вадима Панова «Аркада. Эпизод первый. kamataYan», презентация которого прошла чуть позже. Он открывает новый цикл автора и разрабатывает прогнозы развития цивилизации на ближайшие 10 лет. Формально это фантастика, но ставит перед читателями весьма серьезные задачи.

А сразу после этой презентации состоялся круглый стол на тему «Фантастика и реализм: чье гетто больше». Двое из трех авторов этих строк были участниками упомянутого круглого стола. Кроме нас выступили литературные критики Валерия Пустовая и Сергей Шулаков. Подводя итоги, думается, лучше всего будет сказать, что главная проблема тут – это вопрос о терминах. Если фантастикой считать только так называемую научную фантастику (роботы, путешествия во времени, космос в том или ином виде и т.д.), то гетто реализма во много раз больше. Ибо тогда все – реализм. И любовные романы, и, например, детективы. Хотя то, как во многих полицейских романах представлены сотрудники полиции, вызывает большие сомнения в том, что это реализм, а не антинаучная утопия. Тогда даже социалистический реализм – тоже реализм, а не фантастика.

С другой стороны, если произведения, где есть фантастические элементы, считать фантастикой, то почти вся литература и есть фантастика. Ну, может быть, разве что кроме книжек того же Романа Сенчина. Сказки и мифы полны фантастики. 

Сирано де Бержерак писал про полет на Луну. Свифт, Рабле, Пу Сунлин – фантастика, не иначе.

Так что у кого гетто больше, а у кого меньше – это смотря что чем считать.

Часть из нас на этом фестивале, кстати, открыла купальный сезон в Москве-реке. Да, было немного холодновато, но теплая атмосфера товарищеского единения фантастов и реалистов, несомненно, грела. 


Лауреаты премий Роскона-2019

В номинации «Романы»: «Золотой Роскон» – Саша Кругосветов, «Клетка»; «Серебряный Роскон» – Дмитрий Казаков, «Оковы разума»;

«Бронзовый Роскон» – Олег Дивов, «Чужая Земля».

В номинации «Межавторские проекты»: Дмитрий Лазарев «Протокол «Чума».

В номинации «Повести, рассказы»: «Золотой Роскон» – Владимир Голубев, «Тресковый царек»; «Серебряный Роскон» – Евгений Лукин,

«Двое на пустыре»: Бронзовый «Роскон» – Евгений Лукин, «Мой разговор с дьяволом».

«Большой Роскон» за выдающийся вклад в развитие жанра фантастики – Евгений Лукин.

Приз «Алиса» за детскую фантастику – Виктория Ледерман, «Теория невероятности».

Приз им. А. Ройфе за критику, литературоведение, историю фантастики – Константин Мзареулов, «Фантастика. Общий курс» (посмертно).

Приз Федерации независимых профсоюзов России за социальную фантастику «Час быка» – Эдуард Веркин, «Остров Сахалин».

Победители мастер-классов: Сергея Лукьяненко – Алекс Передерий; Евгения Лукина – Василиса Павлова.

Победители конкурсов: «Рассказ за час» – Яна Летт, «Роскон – Грелка» – Ольга Дорофеева, Юлия Гавриленко.

Рыцарь Фэндома – Вадим Панов.

Лауреат Международной премии им. Франца Кафки «За выдающийся вклад в российскую литературу» – Максим Замшев.

Лауреаты Международной премии им. Франца Кафки «За крупный вклад в российскую литературу» – Светлана Ангарская, Яша Хайн.

Рыцарь Фантастики – Иван Белогорохов.

Дама Фантастики – Марина Линник.

Сквайры Фантастики – Тынчтыкбек Койчуманов, Олег Шадурко, Ольга Камарго.

Премия им. Белинского: Гран-при – Наталия Шадурко; 1-е место – Александра Окатова, Любовь Пивник; 2-е место – Виктория Левина, Николай Балицкий; 3-е место – Сергей Засядкин, Юрий С. Шевчук.

Специальная премия им. Белинского за вклад в развитие литературы – Ирина Кульджанова, Натали Биссо, Татьяна Морозова (Яна Варшавская).


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
809
Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Александр Матусевич

Музыкальный театр имени Наталии Сац отважился поставить "Четырех девушек" Эдисона Денисова

0
1281
Подмосковные инвестиционные практики дают результат

Подмосковные инвестиционные практики дают результат

Георгий Соловьев

Московская область поделилась с другими регионами опытом поддержки бизнеса

0
1081
У нас

У нас

0
941

Другие новости