0
6841
Газета Главная тема Интернет-версия

26.09.2019 00:01:05

Не нужно писать для себя

Фестиваль «Аэлита» проходит в Екатеринбурге почти четыре десятилетия

Тэги: урал, екатеринбург, фестиваль, павел бажов, фантастика, драматургия, проза, поэзия, стругацкие, александр казанцев, крапивин, коляда, борис акунин, кир булычев, европа, азия, хозяйка медной горы, конкурс, мастерклассы


урал, екатеринбург, фестиваль, павел бажов, фантастика, драматургия, проза, поэзия, стругацкие, александр казанцев, крапивин, коляда, борис акунин, кир булычев, европа, азия, хозяйка медной горы, конкурс, мастер-классы Главный организатор «Аэлиты» Борис Долинго. Фото Натальи Якушиной

Ну вот. Наступила осень, а с ней – новый книжно‑литературный сезон. В прошлом выпуске «НГ‑EL» мы рассказывали о двух фестивалях, в этом рассказываем… Да и в следующем ждите новый репортаж из Гётебoрга (Швеция). Ну, а пока – о Международном фестивале фантастики «Аэлита», который уже в 36‑й раз проходит в Екатеринбурге. Впрочем, сначала он проходил в Свердловске. Идея мероприятия принадлежит писателю Владиславу Крапивину. Ее подхватил редактор отдела фантастики журнала «Уральский следопыт» Виталий Бугров, его поддержал главный редактор Станислав Мешавкин. В 1981 году, без малого четыре десятилетия назад, состоялась «Аэлита» – первый в СССР фестиваль писателей и любителей фантастики. Его лауреатами стали Аркадий и Борис Стругацкие, а также Александр Казанцев. В 1989‑м к главной награде прибавился приз «Старт» – за лучшую дебютную книгу молодого автора. Первый ее лауреат – Борис Штерн. В 1994‑м Виталия Бугрова не стало, и два года «Аэлита» не проводилась. Зато в 1997‑м к двум наградам прибавилась третья – Мемориальная премия имени Бугрова, ее вручают критикам, редакторам, составителям сборников. Лауреатом же главного приза тогда стал Кир Булычев.

Последние несколько лет фестиваль проводит писатель и редактор, заведующий отделом фантастики журнала «Уральский следопыт» Борис Долинго, три года назад его поддержал Интернациональный союз писателей (ИСП). А в этот раз его стараниями, так сказать, на полях «Аэлиты» прошел еще и Конкурс имени Павла Бажова «Новый сказ» в номинациях «Проза», «Поэзия», «Драматургия», «Детская литература», «Исторический роман» и т.д. В конкурсе приняли участие писатели из России и из‑за рубежа.

Открытие фестиваля прошло в большом зале в областной библиотеке для детей и молодежи им. Владислава Крапивина. «Основная миссия Интернационального союза писателей – интеграция русской литературы в зарубежную и наоборот. Построить мост взаимопонимания между культурами», – сказал председатель правления ИСП Александр Гриценко. Он поделился секретом, что в следующем году, возможно, будет учреждена Премия им. Алексея Толстого. И рассказал о создании филиала ИСП в Екатеринбурге.

Затем выступил Борис Долинго. Он выразил радость от встречи со старыми и новыми участниками старейшего из фестивалей фантастики. Он отметил, что «Аэлита» меняет формат и расширяет границы. Если раньше семинар был полностью посвящен фантастике, то теперь влились и реалистическая проза, и нон‑фикшен, и поэзия, и драматургия… Таким образом, река расширилась до океана.

Писатель Владимир Голубев пожелал всем участникам такого же успешного творческого пути, как у Павла Бажова. И посоветовал авторам ориентироваться на народные традиции. Писатель Саша Кругосветов (Лев Лапкин), автор «НГ‑EL», рассказал, что родился по дороге в Свердловск и рад уже третий год подряд посещать Екатеринбург. «Фестивали надо поддерживать, – сказал Саша. – Потому что это возможность пообщаться, обменяться опытом с коллегами». Он высказался о недопустимости жестко отделять фантастику ото всей остальной литературы.

9-1-2-t.jpg
Юрий Казарин провел яркий мастер-класс.
Фото Натальи Якушиной
Долинго рассказал, как правильно оформлять рассказы для журнала «Уральский следопыт» и какими критериями руководствуется для публикаций в издании: качественный литературный текст, грамотный язык, увлекательный сюжет, живые герои. «Уральский следопыт» в обновленном виде выходит с 1958 года. Долинго вспомнил своего предшественника Виталия Бугрова и сказал, что вырос на качественной советской литературе и не желает сдавать позиции. В журнал принимаются рассказы в стиле научной фантастики, фэнтези и юмористической фантастики. Особенно востребована фантастика с элементами иронии, юмора и сарказма. «Шутить фантасты не очень умеют», – посетовал Борис. И погрустил, что литературным изданиям без поддержки сегодня не выжить, поблагодарив главного редактора «Уральского следопыта» Максима Фирсова за сохранение и процветание журнала.

Поэтический мастер‑класс вел поэт, лингвист, профессор Уральского государственного университета, заведующий отделом поэзии журнала «Урал» Юрий Казарин. «Поэзия является чудом, а чудо всегда фантастично», – сказал он, объясняя присутствие поэзии на фестивале фантастики. Казарин имеет свою уникальную систему классификации стихов: эмотивные, риторические, начальные, случайные… Юрий посмеялся над желанием поэтов рассказать обо всех своих наградах и регалиях, посоветовав быть скромнее: «Чем талантливее поэт, тем скромнее и короче его творческая биография. Мы же не на поле боя, чтоб получать награды, не на соревновании. Поэт живет в вечности. В основном все сейчас стихотворцы». Юрий Казарин высказался против выстраивания иерархии. Посоветовал поэтам знать тех, кто был до них, знать один иностранный язык и еще один язык славянской группы, не подражать самым «заразным» классикам – Маяковскому, Есенину, Цветаевой, Бродскому. Казарин поделился секретом, как ему удается парить над обыденностью. С утра и вечером перед сном он читает хорошую поэзию: Рильке, Мацуо Басё, Мандельштама, Седокову, Пушкина. С утра поэзия помогает попасть в нужную поэтическую струю, а вечером – смыть с себя пыль, осевшую за день.

Мастер‑класс Олега Богаева, драматурга и главного редактора журнала «Урал», обогатил немногочисленных присутствующих драматургов полезными знаниями и смыслами. «Все мы взрослые люди, и разбирать пьесы на уровне «понравилось – не понравилось» нехорошо», – сказал он. И тут же приступил к подробному разбору пьес участников. «Мы должны заниматься человеком, а не сюжетом. Сюжет вторичен. Сюжет – это математика. Передача чувств – это сложнее. А именно за этим ходят люди в театр. Зрители уже «всосали» Шекспира, мы никогда не перебьем эту сюжетную машину. Самые лучшие спектакли носят характер притчи и простоты», – делился опытом Богаев.

Прозаический мастер‑класс оказался самым востребованным, и вел его Владимир Сутырин, писатель, сценарист и режиссер. Он четко разобрал все работы, высказал замечания. Посоветовал прежде всего научиться грамотно оформлять свои работы, потому что неряшливое оформление произведения – неуважение к труду редактора. Посоветовал писать короче, потому что в век информационных технологий читать длинное, утомительное нет времени. «Надо обращать внимание на жизнь вокруг, – делился секретами мастерства Сутырин. – Не нужно писать для себя. Главное в творчестве – это то, что писатель может силой воображения залезть в душу героя, в его голову и посмотреть оттуда на нас».

9-1-3-t.jpg
На границе Европы и Азии
писателей встречали Данила-мастер
и Хозяйка Медной горы.
Фото Елены Коллеговой
Ярким стало выступление писателей в Историческом сквере в рамках фестиваля «Осень «Уральского следопыта». «Я умер как поэт… » – читал со сцены поэт из Асбеста Свердловской области Александр Бычков. Татьяна Мартьянова, поэт‑авангардист со стажем из Екатеринбурга, посетила фестиваль, потому что хотела познакомиться с новыми авторами. Валентина Молодовская, член оргкомитета «Аэлиты», сказала, что видит все огрехи, но чувствует в себе много энергии и в следующем году постарается помочь провести фестиваль на высшем уровне. Елена Коллегова, писатель и драматург из Москвы, отметила, что фестивали – хороший стартап для начинающих, общение с единомышленниками и возможность повысить литературное мастерство. Новым опытом стало для Коллеговой участие в конкурсе «Рассказ за 100 минут». Она никогда не думала, что сможет написать рассказ за такое короткое время. «Все замечательно! Просто нет слов! » – восклицал поэт Алексей Попов.

На закрытии объявили лауреатов. «Аэлиту» присудили Олегу Дивову, а Премию имени Бугрова – Николаю Ютанову. Оба они на фестиваль не приехали, правда, в день открытия был телемост с Дивовым. Приз «Старт» из рук Долинго получил Игорь Самойлов за книгу «Ёрт побери этого Гвидония». Главный приз Конкурса им. Бажова за рукопись романа «Вечный эскорт» достался Саше Кругосветову. Среди победителей – Борис Акунин, Дмитрий Володихин, Николай Коляда, Марина Линник, Ксения Баштовая… Правда, они тоже на приехали. Из приехавших были отмечены Владимир Голубев, Елена Коллегова и соавтор этой статьи Наталья Якушина. Второй соавтор, Андрей Щербак‑Жуков, получил орден «Рыцарь фантастики» имени Игоря Халымбаджи – «За заслуги перед фэндомом». Игорь Георгиевич также был сотрудником «Уральского следопыта» и много сделал для российской фантастики.

В последний день фестиваля гости посетили могилы Бугрова и Халымбаджи, а также границу Европы и Азии. Закрывая фестиваль, Борис Долинго сказал, что в следующем году премия «Аэлита» расширит географические и языковые границы и будет называться «За вклад в мировую фантастику». Фестиваль вступил в новую эру. Первые звездолеты уже запущены…

Екатеринбург ‑ Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Озер лазурные равнины

Озер лазурные равнины

Сергей Каратов

Прогулки по Пушкиногорью: беседкам, гротам и прудам всех трех поместий братьев Ганнибал

0
1063
Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Алексей Туманский

«Детский» космос и репетиция мытарств в повестях Александра Давыдова

0
1039
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
1104
Игра эквивалентами

Игра эквивалентами

Владимир Соловьев

Рассказ-эпитафия самому себе

0
1909

Другие новости