Юрий Ряшенцев печален и грустен, но книжка его не печаль вызывает и не грусть, а сочувствие и надежду. Фото РИА Новости |
Я довольно спокойно отношусь к персонажу русских сказок по имени Емеля. Пристальное же внимание к нему Юрия Ряшенцева для меня, признаться, загадка. Но стихов о Емеле в книге действительно много, так что с них и начну.
Молодильные яблоки, бог
с вами. Сказок полно.
Сказки для стариков. Дети
сказок не жалуют. Но
срок придет, и они,
защищенные мощью наук,
вдруг поймут, что надежда
одна: на Емель да на щук.
Не про Емелю стихи Ряшенцева, не про сказки, а про нынешнее время, сегодняшнюю Россию. Или перефразирую Высоцкого: «Про нас про всех – какие, к черту, сказки?» И не только Емеля занимает поэта:
Левша, как один из героев
российского быта,
меня восхищал с ранней
юности. Но иногда
я думал, с тоской на разбитое
глядя корыто,
что есть и другие не хуже:
Емеля, Балда.
И еще:
Третий день декабрю.
Это зеркало пылью веков
покрывается медленно.
Я в него не смотрю:
там, небось, с прошлой
встречи не гаснет улыбка
Емелина.
Нет, здесь речь все о том же Емеле, а не про поэта Всеволода Емелина. Хотя поэт Емелин вполне себе персонаж русских сказок. И на печи лежать умеет. И гостинцы любит.
Чем знаменит Емеля? Любимое слово: «неохота». Кроме того, обожает гостинцы. Еще он лихач-автомобилист. Катался на санях без лошадей, катался на печке. Катался как попало, давил пешеходов. «Сани сами и поехали в ворота, да так быстро – на лошади не догнать. А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: «Держи его! Лови его!» А он знай сани погоняет».
Но тогда пешеходы были другие. И не всегда оказывались виноватыми, если их задавили. «Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют».
«Царь глядит в окно, дивится:
– Это что за чудо?
Набольший вельможа ему отвечает:
– А это Емеля на печи к тебе едет.
Вышел царь на крыльцо:
– Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил.
– А зачем они под сани лезли?»
Дальше еще интереснее: «И сказал еще:
– Ступай, печь, домой...
Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полеживает».
Ну чем не беспилотник?
Юрий Ряшенцев. Емелино озеро. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство имени Г.П. Донковцева, 2020. – 168 с. |
«Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.
– Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?
Тут Емеля недолго думал:
– По щучьему веленью,
По моему хотенью –
стать мне добрым молодцем, писаным красавцем...
И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать».
Можно обвинить Емелю в том, что ленив. Ну так все открытия и совершили как раз те, кому было «неохота».
Оставим их. Над реками апреля
еще метелиц вьются мотыльки.
И мой любимец, диссидент
Емеля,
Таскает щук сквозь хрупкий
лед реки…
Как объяснить шальному
поколенью
и сыну дорогому моему,
что будет все – по щучьему
веленью.
По щучьему. И только по нему.
Ну а как иначе? Не сами же мы обустроим Россию. Или прилетят инопланетяне и все наладят, или щука спасет и поможет.
Сказка должна кончаться хорошо. Но не всегда у нее получается. Не складывается как-то. Вроде всех победили, со всем справились, а тут – хоп! – и все снова как всегда. Вот и пишет Ряшенцев про потусторонний мир, про славянский «тот свет»:
Тебе куда: в Элизиум:
в Валгаллу?
По мне, так Вырий ближе
и родней.
Да, греку жутко в нем,
тоскливо галлу.
Но что – кликуха? Разве дело
в ней?
Да, слово «Вырий» как-то
страшновато
…
Там нет домов, а там одни
беседки
висят меж кущ над влагой
голубой,
и ветки, волны, ветки, волны,
ветки
тихонечко шумят наперебой.
Прав Емеля, лежащий на печи. Фото Владимира Захарина |
Ряшенцев считает, что «Емеля – атеист, но не всерьез». И что «Когда Он есть, то Он Емелю любит,/ хотя тот груб и невоцерковлен». Тут я бы поспорил. Емеля, мне кажется, воцерковлен. В те времена все были воцерковлены. Правда, как раз именно Емеля, может быть, и впрямь был воцерковлен не всерьез. Вот когда автор о себе говорит: «хоть я, по правде, невоцерковлен» – тут у меня сомнений нет. Но автор не груб. И невоцерковлен, надеюсь, тоже все-таки не всерьез. А как тут быть серьезным, если все окружающее настолько страшно, что только на сказку и уповаешь, только на Емелю, только на щуку.
Что там дальше – не хочу
гадать.
Будет где-то худо нам,
а где-то
И не жизнь, а просто
благодать…
…
К ночи притаились до поры
буераки, ямы, котлованы,
бывшие московские дворы.
Хотя нас уже, пожалуй, никакая щука не спасет. Инопланетяне наверняка уже несколько раз прилетали. Да, поглядев на нас, только плюнули с досады да и улетели обратно. И правильно, миляги, сделали. С нами не договоришься:
Похоронка придет,
и раздастся особенный
женский
вопль –
от матери, от жены,
от сестры мертвеца,
вопль все тот же
во дни Отечественной,
Чеченской,
Крымской, Троянской…
И нет им конца.
И не будет, потому что только у сказки действительно бывает конец. А даже мировая пандемия, как видим, ничего не может остановить, никого и ничему не учит. Вроде бы пришла общая беда, поумней, одумайся, человечество. Ага, как же, дождешься от него. Так что прав Емеля, лежащий на печи. Не вставай, Емеля, с печки, «не совершай ошибку», не выходи из сказки:
Вот утка в пруд ведет своих
утят.
Июльский день. А сколько
их осталось?
Они пройдут, промчатся,
пролетят –
нет времени стремительней,
чем старость.
…
«Сапсана» хищный вопль
издалека
хлестнул через деревья резвой
плеткой.
Жизнь уток хороша.
Но коротка.
А след такой уверенный
и четкий.
Юрий Ряшенцев печален и грустен в стихах, но книжка его не печаль вызывает и не грусть, а сочувствие и надежду. И когда из телевизора заунывно и бодро опять начинают говорить про духовную скрепу, про национальную идею, то что им ответить? Правильно: ничего не отвечать. И с печи не вставать. Ни в коем случае не вставать с печи. Потому что, дорогие россияне, все у нас когда-нибудь будет, и будет хорошо, и будет – по щучьему веленью. По щучьему. И только по нему.
комментарии(0)