0
7251
Газета Главная тема Интернет-версия

26.01.2022 20:30:05

Ворон, конторка, зелюки и безумие

К 190-летию Льюиса Кэрролла

Тэги: англия, льюис кэролл, алиса в стране чудес, алиса в зазеркалье, алиса лиделл, сказки, физика, логика, психология, детская литература


3-9-1480.jpg
Кэрролл-Доджсон еще и упоенно
фотографировал. Буквально
не мог оторваться от объектива. 
Фото Оскара Рейландера
Читали вы сказки этого английского математика, выдумщика и чудака или не читали – неважно. Вы все равно наверняка знаете Кэрролла (см. кстати, статью Владимира Соловьева о Льюисе Кэрролле здесь) и его Алису – девочку, выдуманную жарким июльским днем 1862 года по приказу маленьких подружек автора – Алисы Лидделл и двух ее сестриц Лорины и Эдит, дочерей оксфордского ректора. Здесь, в Оксфорде, Чарльз Латвидж Доджсон (1832–1898) – так его звали по-настоящему – состоял в сане диакона, читал математические лекции в аристократическом колледже Крайст-Черч, изобретал всевозможные игры, жадно фотографировал, играл в шахматы и с удовольствием дружил с маленькими девочками. Только с ними этот робкий заикающийся холостяк чувствовал себя в своей тарелке, с ними переписывался, играл, подкалывал им платья на морских прогулках, развлекал небылицами, алогизмами, каламбурами и занимательными задачами и учил застывать перед объективом.

Самые его популярные произведения – дилогия про Алису, чуть менее известна поэма «Охота на Снарка». Но написал он довольно много текстов, в том числе и научных, например «Сведения из теории детерминантов» и «Алгебраический разбор пятой книги Эвклида». Почему история девочки, провалившейся под землю, рожденная как случайная лодочная импровизация, позже по просьбе той же Алисы Лидделл занесенная на бумагу, а потом продолженная сиквелом – историей девочки, оказавшейся по ту сторону зеркала, сводит нас с ума до сих пор? Кэрролловская Алиса и ее странные знакомцы, от Синей Гусеницы до Чеширского Кота, стали культом, а в ее приключениях обнаружился миллион герменевтических слоев, трактовок и прочтений. Эта книжка, которую вначале считали сугубо детской, но при этом странной и озадачивающей, вдохновляет миллионы взрослых людей, которые находят в ней и кладезь философских задачек, и постмодернистский квест, и психоделику, и научпоп, и спазмы помешавшегося разума, и сюрреалистическое погружение в природу сна и сновидений.

Образы кэрролловской дилогии используются в современных музыкальных клипах, в компьютерных играх, в киноэкранизациях, театральных постановках, да и просто в массовой культуре. Математики, шахматисты, логики, физики, химики, психиатры (вспомните «синдром Алисы в Стране чудес») внимательно читают сказки про Алису, находя там интересные умозрительные парадоксы, а любители конспирологических теорий продолжают спорить о том, был ли создатель «Алисы» извращенцем и педофилом или все-таки нет.

Занимательны, к примеру, работы советского психолога Соломона Геллерштейна, посвященные кэрролловской интеллектуальной эквилибристике, взять хотя бы загадку субъективного времени в «Алисе в Зазеркалье». Там Алиса говорит Белой Королеве, заикнувшейся о том, как хорошо помнить и прошлое, и будущее:

«– У меня память не такая, – сказала Алиса. – Я не могу вспомнить то, что еще не случилось.

– Значит, у тебя память неважная, – заявила Королева».

3-9-2480.jpg
Три «кисельные барышни» Лидделл – Эдит,
Лорина и Алиса. Фото Льюиса Кэрролла. 1859
Геллерштейн подходит к этому диалогу как психолог: «В сновидении многое ярче вспоминается, чем наяву. Это общеизвестно. При этом привычный, ретроспективный, то есть обращенный назад способ воспоминаний заменяется новым способом, в жизни как будто не встречающимся. Условно мы можем назвать этот способ перспективным, то есть обращенным вперед. Характерно, что чем полнее и глубже нам удается воплощаться в какой-то отдаленный период своего прошлого, тем прочнее предается забвению все, что за ним последовало».

Интересен негуманитарный взгляд на Кэрролла. Его, в частности, можно найти у советского математика Юлия Данилова и советского физика Якова Смородинского, которые тоже не раз о нем рассуждали. Как истинные ученые они, конечно, не прошли мимо падения Алисы в кроличью нору: «Со времен Галилея известно, что на Земле все тела, будь то Алисы или пустые банки из-под апельсинового варенья, падают с одинаковым по величине ускорением. Таковы законы обычной, «несказочной» физики. Иные законы действуют в Стране чудес: находясь в свободном падении («Вот это упала так упала!»), Алиса опасается выпустить из рук прихваченную по дороге банку, боясь, как бы та не упала вниз и не убила кого-нибудь, и умудряется на лету засунуть банку в шкаф, не разбив ее при этом!»

В общем-то, тонны и тонны статей посвящены каждому абзацу кэрролловских сказок, и они этого достойны! Внезапное увеличение Алисы в кроличьей норе довольно жарко обсуждали космологи, иллюстрируя разные аспекты теории расширения Вселенной. «Глокая куздра» Льва Щербы, осмелюсь предположить, вдохновлена «Бармаглотом» с его хрюкочущими зелюками. А диалог Алисы с Белым Рыцарем (в котором Кэрролл, судя по всему, карикатурно изобразил самого себя) и вовсе становится полем для обширных спекуляций. Рыцарь, если помните, вдруг берется спеть Алисе песню для поднятия настроения:

«– Заглавие этой песни называется «Пуговки для сюртуков».

– Вы хотите сказать – песня так называется? – спросила Алиса, стараясь заинтересоваться песней.

– Нет, ты не понимаешь, – ответил нетерпеливо Рыцарь. – Это заглавие так называется. А песня называется «Древний старичок».

– Мне надо было спросить: это у песни такое заглавие? – поправилась Алиса.

– Да нет! Заглавие совсем другое. «С горем пополам!» Но это она только так называется!

– А песня какая? – спросила Алиса в полной растерянности.

– Я как раз собирался тебе об этом сказать. «Сидящий на стене»! Вот какая это песня!»

3-9-3480.jpg
«Вы всего лишь колода карт!» – вызов Алисы
диктатуре, который мы тоже когда-нибудь
возьмем на вооружение. 
Иллюстрация Артура Рэкхема. 1907
Ученым мозгам тут есть где пораскинуться. Исследователи, конечно, с радостью узнали здесь «имена имен» из современной логики и семантики. А четыре строчки из песни Рыцаря «Но я обдумывал свой план,/ Как щеки мазать мелом,/ А у лица носить экран,/ Чтоб не казаться белым» разбираются и в «Азбуке относительности» Бертрана Рассела, и в «Природе физического мира» Артура Стэнли Эддингтона, где те рассуждают о влиянии движения Земли на скорость распространения света и общей скрытности природы. Сейчас эти строчки, возможно, взбудоражат и специалистов по проблемам расовой идентичности. Ну, а знаменитая загадка Болванщика «Чем ворон похож на конторку?» – это и вовсе вечный мировой хит. Кстати, придумывая загадку, сам Кэрролл не знал ответа. Уже позже, после многочисленных расспросов публики, он придумал такой вариант: «С помощью того и другого можно давать ответы, хоть и плоские; их никогда не ставят не той стороной». Весьма захватывающе Кэрролл рассуждает и о точности остановившихся часов, и о детской литературе, споря с извечными морализаторами, да и вообще всегда ставит предметы и понятия «не той стороной». За это мы его и любим – такого неожиданного, бездонного, удивляющего, робкого и сумасбродно смелого одновременно.

27 января исполняется 190 лет со дня рождения волшебника, подарившего нам миры Алисы. Но 2022 год – юбилейный не только для Кэрролла, но и для его музы Алисы Лидделл, которой в мае исполнится 170, и для сказки про приключения Алисы под землей, которой в июле стукнет 160. Все эти 160 лет и взрослые, и дети разгадывают тайны Кэрролла и, видно, так и будут разгадывать до скончания мира. За что ему и спасибо. А от меня еще и персональное спасибо за героиню, от которой я когда-то получила имя. Теперь главное – не попасть в заколдованный зазеркальный лес и не утратить его случайно.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Лучше плакать на приеме у психотерапевта, чем смеяться у психиатра

Лучше плакать на приеме у психотерапевта, чем смеяться у психиатра

Ирина Осинцова

Написать список своих достижений в 30 пунктов оказалось нелегкой задачей

0
1161
"Не обижать – это большое действие"

"Не обижать – это большое действие"

Наталия Звенигородская

Сказки Перро в постановке "Урал Балета" связали с текстами студентов фонда "Антон тут рядом"

0
2746
Сказки из кармашка

Сказки из кармашка

Елена Константинова

Зуля Стадник о том, почему сократила имя, о спрятанной навсегда первой повести и Стальной Шпильке

0
4066
Не плачь, Алиса, ты стала взрослой

Не плачь, Алиса, ты стала взрослой

Марианна Власова

Андрей Щербак-Жуков

Некоторые события Ярмарки интеллектуальной литературы non/fictio№весна-2024

0
1569

Другие новости