0
7253
Газета Главная тема Интернет-версия

02.02.2022 20:30:05

От Николая II до Юрия Визбора

Книги постоянных авторов «НГ-EL» зовут в горы и в прошлое

Тэги: горы, альпинизм, визбор, высоцкий, городницкий, путешествия, великая отечественная война, кавказ, перинеи, алтай, история, российская империя, первая мировая война, николай ii


горы, альпинизм, визбор, высоцкий, городницкий, путешествия, великая отечественная война, кавказ, перинеи, алтай, история, российская империя, первая мировая война, николай ii Юрий Визбор воспел горы, но и о Москве у него много песен. Фото с сайта www.vizbor.ru

Мы ленивы и нелюбопытны, кто спорит. А еще черствы и невнимательны, не замечаем, не обращаем внимания на тех, кто рядом. Потому что уверены, во-первых, что они навсегда, а во-вторых, считаем, что раз они постоянно (для нас) пишут про писателей, то сами как бы и не совсем писатели. Между тем, как ни странно, почти все наши авторы (а не только мы сами) – еще и сами писатели, причем прежде всего писатели. Владимир Высоцкий неоднократно говорил, что основная его работа – это работа над песнями.

Так и есть. Так и должно быть.

И это правильно и прекрасно. Слава богу, у наших авторов, коллег и товарищей хоть книжки выходят, и мы, следовательно, можем очнуться от ежедневного газетного бега, оглянуться на них, на их работу, на их жизнь. И вот так совпало, что в течение довольно короткого временного промежутка вышло сразу две книги, подготовленные нашими постоянными авторами. Уделим же им внимание.

Значительная часть того, что вошло в книжку Андрея Юркова, было в разное время опубликовано на страницах «НГ-EL».

Юрков – ученый-химик. А еще он путешественник, горный турист и даже спасатель. И пишет он о бардах и путешествиях. О горах и альпинистах, о походных песнях и рериховских пейзажах. О Кавказе, Приэльбрусье, Домбае, горном Крыме, Монгольском Алтае, Памире, Тянь-Шане, Альпах, Пиренеях… О знаменитых туристах Виталии Абалакове и Петере Хабелере. О «Военной Баксанской песне», написанной во время Великой Отечественной войны защитниками Кавказа, противостоявшими немецкой дивизии «Эдельвейс». Об Александре Городницком, Владимире Высоцком и Юрии Визборе. О последнем особенно. И не скрывает Юрков, что Визбора недолюбливали профессиональные поэты, и, в общем, справедливо. Обаяние песен от этого никуда не делось, но одно дело слушать, а совсем другое – читать на бумаге. Конечно, Визбор близок Юркову из-за гор, походов, костров и палаток. Но не только. Визбор еще и очень городской поэт и бард, очень московский. Вот что пишет Андрей Юрков:

9-1-2-t.jpg
85-летний Александр Городницкий продолжает
активно выступать.
Фото с сайта www.gorodnitsky.com
«Да, в Кремлевском Дворце съездов (или – во Дворце эстрады) ко дню рождения Визбора приурочены концерты его песен. Но каждый год 20 июня, в день рождения Визбора, в воспетом бардом сретенском дворе собираются люди и начинают петь песни Визбора. Народу не очень много – около двухсот человек (не считая того, что кто-то подходит, кто-то уходит). Этот стихийный концерт длится около четырех часов. Кто-то просто заходит минут на двадцать посмотреть на людей и отдать дань памяти. А кто-то слушает и поет все время. Поют под гитару. Сменяют друг друга. Как правило, зрители подпевают, и это приветствуется. Жильцы этого дома не протестуют – народ-то собирается хороший. Строго говоря, поют не совсем у дома, где жил Визбор, а метрах в семидесяти от этого дома. Просто там уютней и удобнее – во дворе дома № 12 по Панкратьевскому переулку. Строго говоря, жил он не в этом дворе, а совсем рядом. Мемориальная доска – там, где он жил (Ананьевский пер., 5). Но там собираться петь неудобно – машины ездят и места нет. А вот во дворике через дорогу удобно. От мемориальной доски до дворика, где поют, – метров 50».

От нашей редакции дотуда можно пешком дойти (да и не ходит в этом месте Бульварного кольца, от «Тургеневской» до Сретенки, никакой наземный транспорт). Сейчас середина зимы, а к июню, дай бог, может, и пандемия спадет, может, и сходим туда (давно планируем, давно сами себе и друг другу обещаем).

Но это мы дальше Сретенки ходить боимся. А сам Юрков, конечно, настоящий путешественник:

«Я отправился в испанские Пиренеи.

Потому, что на Кавказе я был больше двадцати раз, больше десяти – на Памире, раз шесть-семь на Тянь-Шане, был на Алтае, по нескольку раз бывал в Саянах, в Альпах. А вот в Пиренеях не был.

9-1-4-t.jpg
Андрей Юрков.
Про горы с улыбкой.
– М.: Т8 Издательские
технологии / RUGRAM, 2021.
– 296 с.
А еще потому, что в испанских Пиренеях в большинстве мест разрешается на ночь ставить палатку. С французской стороны – не всюду».

Господи, палатки! В Пиренеях!..

Совершенно другая, чудесная, хоть и пугающая жизнь. Сейчас, разумеется, все это отложено до «лучших времен», сейчас почти никто не путешествует. Оттого и хочется именно сейчас обо всем этом читать. И не только в газетных статьях, а более уютно: перелистывая бумажную книжку.

За окном свирепствует «омикрон», а мы, как в позапрошлом веке, бродим с авторами книжек по городам и горам, по временам и странам:

«Мне Пиренеи напомнили Саяны. Тоже относительно невысокие горы с узкими ущельями и большим количеством каньонов. Если говорить про военные действия, то характер рельефа таков, лучше мест для ловушек для противника не придумаешь. В сущности, именно в Пиренеях (в Стране басков с испанской стороны) находится Ронсельванское ущелье, в котором погиб ближайший сподвижник и племянник Карла Великого бретонский граф Роланд. Мавры его отрезали от основных сил в узком ущелье, после чего последовала героическая гибель, воспетая в одной из самых известных и значительных героических старофранцузских поэм.

Что за народ в Пиренеях? В основном испанцы, но много французов. Встречаются голландцы, немцы, датчане. Французов много, потому что Франция рядом, и тут очень много троп через перевалы главного хребта во Францию, в национальный парк Гаверни, который тоже очень красив.

Что за народ в Пиренеях? Это альпинисты, велосипедисты, тощие скайраннеры и просто путешественники, идущие по тропам Пиренеев...»

С профессиональной дотошностью рассказывает Юрков и об образовании минералов…

9-1-5-t.jpg
Кентавр.
Исторический бестселлер.
№ 1/ 2021:
Даниил Мордовцев. Царь и гетман;
Сергей Иванов. Заговор.
– М.: Подвиг, 2021. – 288 с.
9-1-3-t.jpg
Николай II – фигура трагическая.
Иллюстрация из альманаха
«Кентавр. Исторический бестселлер»
№ 1/ 2021


Книга второго нашего автора – совсем другая. Сергей Шулаков – выпускник Литинститута, человек разносторонних увлечений. Для нашей газеты он пишет и о переводной литературе, и о современной русской прозе и поэзии, и о книгах по истории и социологии… В альманахе «Кентавр» Шулаков выступил и как автор, и как составитель. «В произведениях… речь пойдет о двух российских императорах, первом и на сегодняшний ден, последнем, – пишет он в послесловии. – Оба активно занимались модернизацией армии и страны, вели войны. Однако Петр I сумел победить внешних и внутренних врагов, а Николай II – не смог». Под одной обложкой собраны две повести. Одна написана популярным в XIX веке, а ныне подзабытым писателем Даниилом Мордовцевым, автор второй – Сергей Шулаков, застенчиво скрывшийся под псевдонимом «Сергей Иванов».

Главный герой повести Шулакова «Заговор» – флигель-адъютант полковник Мордвинов, преданно служащий царю и отечеству и тщетно пытающийся спасти это отечество от катастрофы. Впрочем, сравнительно небольшое произведение насыщено множеством персонажей: «В последнюю поездку Николая II в Могилев, где располагалась ставка Верховного главнокомандующего, царя сопровождали министр двора граф Фредерикс, флаг-капитан его величества адмирал Нилов, дворцовый комендант генерал Воейков, гофмаршал князь Долгорукий, командир конвоя генерал-майор граф Александр Николаевич Грабе, лейб-хирург профессор Федоров, начальник военно-походной канцелярии генерал-майор Кирилл Анатольевич Нарышкин, друг детства Николая II, а также флигель-адъютанты полковник герцог Лихтенбергский и полковник Мордвинов и камер-пажи Александр Гершельман и князь Николай Барклай-де-Толли-Веймарн». Поражает историческая дотошность автора. Взгляд Шулакова на причины и поводы крушения Российской империи довольно неожиданный. Он видит их в заговоре отечественных промышленников и предательстве союзников по блоку Антанта, в первую очередь англичан.

Таковы интересы наших постоянных авторов, столь разносторонней предстает их эрудиция…



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
484
Солнце, май, Арбат, любовь

Солнце, май, Арбат, любовь

Андрей Юрков

Кредо и жизненный путь Булата Окуджавы

0
374
Православный зритель – широкий зритель

Православный зритель – широкий зритель

Ольга Рычкова

Русский духовный театр «Глас» глазами его основателей Татьяны Белевич и Никиты Астахова

0
1041
Тайвань избавляется от своего "культа личности"

Тайвань избавляется от своего "культа личности"

Владимир Скосырев

Около 800 статуй генералиссимуса Чан Кайши будут снесены

0
1658

Другие новости