Сергей Лукьяненко прикоснулся к вечному – к спускаемому аппарату Юрия Гагарина. Фото Оксаны Заугольной
Наряду с тремя сакраментальными вопросами: «Что делать?», «Кто виноват?» и «Есть ли жизнь на Марсе?» – все громче звучит четвертый: «Можно ли научить литературному творчеству?» И если над первыми двумя русская литература бьется несколько веков, на третий наука в общих чертах отвечает отрицательно, то польза литературных штудий доказывается в боях каждым из многочисленных на нынешний момент семинаров, каждыми курсами курсов и школами…
Вот и всю прошлую неделю в подмосковном Королеве впервые проходило новое мероприятие – Литературная мастерская Сергея Лукьяненко. Свидетели и соучастники заметили, что этим событием началась альтернативная история научно-фантастических попаданцев в фэнтезийные миры. Сквозь жесткий отбор рукописей по трем направлениям: «научная фантастика», «фэнтези и мистика» и «альтернативная история и попаданцы» – смог пройти лишь каждый десятый участник. В космической столице собрались начинающие писатели-фантасты со всей России. Были участники из Севастополя и Кемерова, из Бузулука и Камышлова, из Томска и Санкт-Петербурга и еще из многих городов и поселков России…
В этом-то и есть тонкость ответа на поставленный выше вопрос. Жесткий отбор. Если человек изначально не имеет склонности к литературе, учить его бессмысленно. Как бессмысленно было в фильме «Зимний вечер в Гаграх» учить отбивать чечетку персонажа Александра Панкратова-Черного, у которого был неправильно сросшийся перелом стопы… Цель организаторов подобных мастерских – отсеять людей с, если так можно выразиться, переломом литературного вкуса. А вот с остальными можно работать. И нужно. И это наглядно продемонстрировал литературный баттл, который провел один из авторов этой статьи, заместитель ответственного редактора «НГ-EL» Андрей Щербак-Жуков. В выступлениях приняло участие немногом менее половины всех участников, и почти все продемонстирировали отличное владение короткой формой – стилем, языком, фантазией. А вот выбирать роман-победитель руководителям мастерских было чрезвычайно трудно. Писать роман – это труд, тут на вдохновении не прокатишь. И вот этому надо учить.
Дарья Зарубина поднимает боевый дух аудитории перед филологическим тренингом. Фото Максима Черепанова |
На литмастерской разбирались именно романы, что встречается довольно редко, потому что разбирать романы дольше и по-хорошему обсуждение должно занимать несколько дней. Это сложный процесс, и здесь огромную роль сыграла поддержка Президентского фонда культурных инициатив. Это дало нам возможность собрать 36 авторов со всех концов России и здесь очень плотно с ними работать. В течение дня люди работают полноценно часов 8–9. Я бы сказал, что такой интенсивности семинаров не было даже в советское время, когда что-то подобное существовало. В тех же Дубултах и Малеевке, куда я ездил как молодой автор, насыщенность все-таки была меньше.
Я практически уверен, что человек пять из всех семинаристов будут заниматься фантастикой значительно долго и плодотворно. Это достаточно большой процент для подобного рода мероприятий. Понятно, что для кого-то это останется единичным эпизодом, кто-то прекратит писать, кто-то, может быть, не справится с дальнейшими текстами и не достигнет высокого уровня, но есть целый ряд людей, которые будут писать много и хорошо».
Быть в Королеве целую неделю и не посетить Музей космонавтики ракетно-космической корпорации «Энергия» – это фантастика. Хотя именно эти слова повторяли семинаристы на экскурсии. А мастера проекта, Сергей Лукьяненко («научная фантастика»), Мария Семенова («фэнтези и мистика») и Михаил Ланцов («альтернативная история и попаданцы»), еще и выступили перед молодыми космическими инженерами.
Способы превращения текста в сценарий разбирались на специальном семинаре Фонда поддержки военно-патриотического кино, который провел писатель и сценарист Алексей Гравицкий. Он заметил: «Произведение для экранизации всегда можно найти, а если его нельзя найти, то его можно сделать. Безусловно, материал имеет значение, нужно, чтобы было с чем работать. Но если в тексте есть интересная задумка, если есть концепт, есть уже половина дела. Дальше технически можно доработать любой текст до вменяемого состояния, просто надо потратить время и потратить какие-то усилия. А идеи – они в рассматриваемых текстах присутствуют. Несколько текстов участников литературной мастерской уже были отобраны для киноадаптации и возможного воплощения на экране».
Семинар Марии Семеновой (слева): Виктория Богомолова объясняет сокурсникам, что хотел сказать автор. Фото Оксаны Заугольной |
Кинопродюсер Эльбор Чернов представил фильм «Хронос» по трем новеллам Кира Булычева (см. «НГ-EL» от 20.07.22), рассказал о том, что планируется масштабный проект «Вселенная Булычева», ведь этот автор был настолько многопланов, что представил как позитивные образы России, так и довольно критические. Чернов предложил начинающим литераторам попробовать себя в качестве сценаристов.
Организаторы литмастерской начали работу еще в октябре. Рассказывает член оргкомитета критик, редактор Дмитрий Байкалов: «В последнее время довольно много подражаний западной фантастике. Совершенно необязательно не подражать западной фантастике, мы не собирались делать так, чтобы было все про лапти и русское посконное и скрепы. Но будущее России зависит от многих факторов, в том числе от восприятия потребителем, читателем культурных ценностей, от самого понятия «хорошая позитивная Россия». Вот в этой сфере мы попытались продвинуться, найти новых перспективных авторов, которые смогут как-то, ну хоть чуть-чуть, подвинуть фантастику и, я надеюсь, всю российскую словесность в этом направлении».
По итогам семинара для публикации в виде отдельной книги отобраны романы: «Перпендикулярность» Анны Любарской (Севастополь) и «Хроники наблюдений» Игоря Дубинкина (Москва) – в категории «НФ»; «С.-Петербургъ: хроники иномирья» Владимира Слабинского (Санкт-Петербург) – в категории «фэнтези»; «Выбросок» Ларисы Петровичевой (Тула) – в категории «альтернативная история». Победители – чрезвычайно разные люди. Игорь Дубинкин – студент-отличник, ради участия в литмастерской пропустивший экзамен. Владимир Слабинский – 50-летний психотерапевт, автор множества книг по своей специальности и только одного романа…
Кроме того, будет выпущен альманах с рассказами всех участников литконференции. Книги будут бесплатно распространяться по молодежным организациям, библиотекам, гуманитарным образованиям.
Королев–Москва
комментарии(0)