0
7381
Газета Главная тема Интернет-версия

14.06.2023 20:30:05

Не надо, не надо, не надо стихов!

К 120-летию со дня рождения Михаила Светлова

Тэги: михаил светлов, поэзия, гражданская война, нквд, оппозиция, троцкий, крупская, москва, мгу, харьков, генрих гейне, литинститут, пародия, афоризм, гренада, великая отечественная война, ленинская премия, бриллиантовая рука, леонид гайдай, андрей миронов


михаил светлов, поэзия, гражданская война, нквд, оппозиция, троцкий, крупская, москва, мгу, харьков, генрих гейне, литинститут, пародия, афоризм, «гренада», великая отечественная война, ленинская премия, «бриллиантовая рука», леонид гайдай, андрей миронов Михаил Светлов и Ольга Берггольц, сразу полюбившая его «Гренаду».

Большинство людей старшего и среднего поколений, наверное, наизусть помнят комедию Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». В том числе сцену, где персонаж Андрея Миронова исполняет песню «Остров невезения» на палубе круизного лайнера. В фильме теплоход носит имя «Михаил Светлов». Знатоки в курсе, что его сыграли два теплохода – «Победа» и «Россия», а в реальности судна, названного в честь поэта, драматурга и журналиста Михаила Светлова (1903–1964), которому 17 июня исполняется 120 лет со дня рождения, не существовало. Впрочем, и сам Михаил Аркадьевич сначала носил другое имя – при рождении в семье ремесленника звался Мотл Аронович Шейнкман. И его родной город тоже не раз менял названия – Екатеринослав, Новороссийск, вновь Екатеринослав, Днепропетровск, Днепр… Псевдоним Светлов Мотл-Михаил взял в 1919 году. Несмотря на юный возраст (хотя в переломные моменты истории люди взрослеют быстрее), возглавил отдел печати Екатеринославского губкома комсомола, в следующем году добровольно вступил в ряды Красной армии, воевал стрелком 1-го Екатеринославского территориального полка. Пожив недолго в Харькове, в 1922-м перебрался в Москву, в 1927–1928 годах учился в МГУ. Но связи с Харьковом не терял: именно там в 1923-м вышел дебютный поэтический сборник Светлова «Рельсы» (первая публикация стихов состоялась в 14-летнем возрасте в газете «Голос солдата»), именно там в годы учебы в МГУ, по данным НКВД, устраивал с Михаилом Голодным поэтические вечера в пользу нелегального Красного Креста. Светлов поддерживал так называемую «Левую оппозицию» (ее представляли Лев Троцкий, Карл Радек, Христиан Раковский и одно время даже Надежда Константиновна Крупская). Вот фрагмент «Справки ГУГБ НКВД СССР для И.В. Сталина о поэте М.А. Светлове» от 13 сентября 1938 года:

«Светлов (Шейнсман) здесь «Шейнкман» - через «с». - О.Р.> Михаил Аркадьевич, 1903 года рождения, исключен из ВЛКСМ как активный троцкист.

Адрес: пр. МХАТ, дом № 2.

Светлов в 1927 году входил в троцкистскую группу М. Голодного-Уткина-Меклера, вместе с которыми выпустил нелегальную троцкистскую газету «Коммунист», приуроченную к 7 ноября 1927 года. В этой газете были напечатаны контрреволюционные стихи Светлова «Баллада о свистунах» и друг[ие].

Нелегальная типография, где была отпечатана эта газета, была организована на квартире у Светлова.

В 1933 году Светлов, используя свои связи с предательскими элементами из работников ОГПУ, содействовал улучшению положения находившегося в ссылке троцкиста-террориста Меклера и продолжал встречаться с ним после освобождения Меклера из ссылки.

Помимо этого зафиксированы связи Светлова с троцкистами Борисовым, Абрамским, Ахматовым, Ножницким, Мирошниковым и друг[ими].

Семьям арестованных троцкистов Светлов оказывал материальную поддержку.

Участие Светлова в троцкистской организации подтверждается также показаниями террориста Шора.

В литературной среде Светлов систематически ведет антисоветскую агитацию.

В 1934 году по поводу Съезда советских писателей Светлов говорил: «Чепуха, ерунда. Созовут со всех концов Союза сотню-другую идиотов и начнут тягучую бузу. Им будут говорить рыбьи слова, а они хлопать. Ничего свежего от будущего союза, кроме пошлой официальщины, ждать нечего».

В 1935 году на бюро секции Союза сов[етских] писателей при обсуждении кандидатур писателей на поездку за границу Светлов выступил с озлобленной антисоветской речью, доказывая, что в СССР «хотя и объявлена демократия, а никакой демократии нет, всюду назначенство» и т.д.

В декабре 1936 года Светлов распространил антисоветское четверостишье по поводу приезда в СССР писателя Лиона Фейхтвангера».

Тем не менее ни Светлова, ни его друзей-поэтов Голодного и Иосифа Уткина репрессии не коснулись. С 1931 года и почти до самой смерти Михаил Аркадьевич жил в престижном писательском доме в центре Москвы. Преподавал в Литинституте. Всю Великую Отечественную был военным корреспондентом – на Ленинградском, Северо-Западном и Белорусском фронтах, получил два ордена Красной Звезды и медали. Конечно, не все оказывалось безоблачно – например, в середине 1930-х его пьесу о колхозах раскритиковали в «Правде» и убрали из репертуара. И премии – и Ленинскую, и Ленинского комсомола – присудили уже посмертно.

Но что такое премии по сравнению с читательской любовью? Ольга Берггольц вспоминала, как в конце 1920-х Светлов появлялся в поэтической группе «Смена» «и прочел нам однажды недавно написанную им «Гренаду». Он был несколько старше нас, он, счастливец, успел повоевать на Гражданской… Несколько дней мы ходили как завороженные, вслух и про себя повторяли: «Гренада, Гренада, Гренада моя…». «Гренаду» он написал в 1926-м, в том же году Марина Цветаева просила Бориса Пастернака: «Передай Светлову («Молодая гвардия»), что его «Гренада» – мой любимый – чуть не сказала: мой лучший – стих за все эти годы. У Есенина ни одного такого не было. Этого, впрочем, не говори – пусть Есенину мирно спится». Сам Михаил Аркадьевич считал «Гренаду» стихотворением-маршалом: «Есть стихи-офицеры, стихи-генералы. Порой попадается стихотворение-маршал. У меня такой маршал – «Гренада». Правда, уже довольно дряхлый. Ему пора на пенсию. Но он пока не уходит. Есть два генерала. «Каховка» – тоже в солидном возрасте». И – средних лет – «Итальянец». А сколько рядовых необученных!» «Каховку» Светлов написал в 1935-м, «Итальянца» – в 1943-м:

…Нет! Тебя привезли в эшелоне

Для захвата далеких колоний,

Чтобы крест из ларца

из фамильного

Вырастал до размеров

могильного…

Я не дам свою родину вывезти

За простор чужеземных морей!

Я стреляю – и нет

справедливости

Справедливее пули моей!

Никогда ты здесь не жил

и не был!..

Но разбросано в снежных полях

Итальянское синее небо,

Застекленное в мертвых

глазах…

20-9-1480.jpg
Светлов-фронтовик (справа) с бойцом
в Берлине. 1945.  Фото с сайта www.svetlov.su
Поэтических вершин много не бывает, по крайней мере у Светлова. В стихотворении середины 1920-х «Ночные встречи» поэт, в частности, описал, будто к нему явился Генрих Гейне:

…Кто-то сел на мой стул,

Тихий, как мертвец,

И только слышен был стук

Наших двух сердец.

Потом, чтобы рассеять тишь,

Он зажег свет…

«Миша, – спросил он, – ты

не спишь?»

– «Генрих, – сказал я, – нет!»

Старого Гейне добрый взгляд

Уставился на меня…

– Милый Генрих! Как я рад

Тебя наконец обнять!

Блестящий пародист Александр Архангельский отозвался в ритме «Гренады»:

…Вдруг дверь отворилась

И Гейне вошел.

Талантливый малый,

Немецкий поэт.

Вошел и сказал он:

– Светлову привет!

Я прыгнул с кровати

И шаркнул ногой:

– Садитесь, пожалуйста,

Мой дорогой!

Присядьте, прошу вас,

На эту тахту,

Стихи и поэмы

Сейчас вам прочту!..

Гляжу я на гостя, –

Он бел, как стена,

И с ужасом шепчет:

– Спасибо, не на...

Да, Гейне воскликнул:

– Товарищ Светлов!

Не надо, не надо,

Не надо стихов!

Михаил Аркадьевич и сам был блестящим иронистом – и в эпиграммах, и в афоризмах. Некоторые из них давно ушли в народ, например: «Дружба – понятие круглосуточное». Даже умирая в больнице, поэт попросил принести ему пиво, пошутив: «Рак у меня уже есть».

P.S. А теплоход «Михаил Светлов» теперь существует, и на нем можно совершить круиз. Правда, не из Сочи, как у Гайдая, а по реке Лене, по маршруту «русских первопроходцев и старинным стоянкам якутов и эвенков, аборигенов этой части Восточной Сибири». Так что поэт Михаил Светлов мог бы по праву повторить вслед за Александром Сергеевичем: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,/ И назовет меня всяк сущий в ней язык,/ И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой/ Тунгус, и друг степей калмык».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
782
Душа отлетела

Душа отлетела

Андрей Мартынов

Адмирал Колчак и Великий сибирский ледяной поход

0
946
Озер лазурные равнины

Озер лазурные равнины

Сергей Каратов

Прогулки по Пушкиногорью: беседкам, гротам и прудам всех трех поместий братьев Ганнибал

0
954
Стрекозы в Зимнем саду

Стрекозы в Зимнем саду

Мила Углова

В свой день рождения Константин Кедров одаривал других

0
955

Другие новости