Ричард Викторов во время съемок фильма «Через тернии к звездам». |
Об этом в конце 80-х вдова режиссера, актриса Надежда Викторова рассказывала на творческих вечерах в Центральном детском кинотеатре – был такой на улице Бахрушина, возле метро «Павелецкая». Тогда же она делилась со зрителями своими планами составить книгу о Ричарде Викторове.
«Наше будущее и прошлое соединено воедино незримыми нитями в жизнях людей, – писала она, объясняя важность подобного издания. – И день сегодняшний завязывает узелки «на память» из прошлого в будущее, черпая материал, накопленный жителями планеты.
Сегодня время необыкновенное. Сегодня как никогда нам надо знать свое прошлое и беречь память о тех, кто шел впереди своего времени».
Режиссер Ричард Викторов и его творчество как ничто другое воплотили в жизнь эту идею неразрывной связи прошлого и будущего. Две его ранние работы посвящены Великой Отечественной войне. Картины «Третья ракета» и «Обелиск» поставлены по одноименным повестям Василя Быкова. Наиболее известные фильмы, принесшие ему всесоюзную популярность, – дилогия «Москва–Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», а также «Через тернии к звездам» – фантастика, обращенная в будущее. «Ричард Викторов пережил сложнейшее время нашего отечества и сумел отразить не только его, но и смог толкнуть нас на осмысление экологической проблемы мира, – замечает в предисловии Надежда Викторова. – Фильм-предупреждение «Через тернии к звездам» – это фильм про людей, мечтающих о прекрасном будущем для нашей планеты». Причем, что особенно важно, картины Викторова обращены к молодому зрителю, к тем, от кого зависит будущее. Ричард Викторов по первому образованию был преподавателем русского языка и литературы. Учитель с большой буквы, он умел общаться с юной аудиторией. О чем бы он ни снимал кино – о прошлом или о будущем, – это всегда было мудрое и поучительное кино о сильных и решительных людях, с которых хочется, как говорится, делать жизнь. Это было поучительное кино, но не нравоучительное. Викторов всегда умел обойти пошлость и ложный пафос.
Ричард Викторов. Тернии / Сост. Анна Р. Викторова.– М.: Зебра Е, 2023. – 616 с. |
Сейчас трудно представить, но до выхода «старой трилогии» «Звездных войн» Джорджа Лукаса Советский Союз лидировал в области кинофантастики. Так, фильм «Через тернии к звездам» под названием «Женщина-андроид» был в прокате в США и других стран мира.
Викторов обладал невероятным талантом убеждать и добиваться своего. «Ему удавалось то, что не получалось у других режиссеров, – писал его соавтор по сценарию картины «Через тернии к звездам», писатель Кир Булычев. – Они выходили на баррикады и погибали на них, а Ричарду удавалось додавить и сделать так, как он хотел. С каким трудом он преодолевал инерцию художников и комбинаторов, сколько времени посвящал общению с учеными, занятыми проблемами завтрашнего дня. В результате Р. Викторов не только сам стал серьезным профессионалом, единственным, кто последовательно стремился делать фильмы о перспективе, но ему удалось воспитать единомышленников – операторов, художников-комбинаторов…» Путем небольших договоренностей он умел добиваться больших результатов. Один из авторов сценария дилогии «Москва–Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» Исай Кузнецов рассказывал, что они с Авениром Заком были решительно против сцены, в которой юные будущие космонавты утром перед полетом идут на Красную площадь, они считали это непростительным компромиссом. Однако Викторов поступил по-своему и снял этот эпизод так, что в нем никто не заметил пошлости, а только здоровый патриотизм. Конечно, во многом он держится на замечательной песне композитора Владимира Чернышева на стихи Роберта Рождественского: «Я возьму этот большой мир,/ Каждый день, каждый его час,/ Если что-то я забуду,/ Вряд ли звезды примут нас./ Если что-то я забуду,/ Вряд ли звезды примут нас». Возможно, именно этот нехитрый прием с Красной площадью помог фильму пройти сквозь редакторские и цензурные рогатки Госкино.
Это упорство в достижении поставленной цели унаследовали дети Викторова Анна и Николай. Анна перехватила эстафету работы с одним из самых популярных писателей-фантастов Советского Союза Киром Булычевым. По его рассказам «Выбор» она сняла необычайно тонкую короткометражку «Альтернатива» – фильм-размышление на тему, что такое родина… Николай подарил вторую жизнь фильму «Через тернии к звездам» – перемонтировал и переозвучил картину и повторно выпустил в прокат…
Кир Булычев и Ричард Викторов пишут сценарий фильма «Через тернии к звездам». Материалы из архива Анны Викторовой |
«Сегодня время необыкновенное…» – писала в начале 80-х Надежда Викторова. Сейчас время еще более необыкновенное, и книга, которая составлялась 40 лет, вышла. 600 с лишним страниц, множество архивных фотографий, раскадровки к фильмам, заметки Василя Быкова, Кира Булычева, Сергея Юткевича, рассказы о встречах с Иннокентием Смоктуновским, Георгием Жженовым, Станиславом Любшиным… И все это чередуется воспоминаниями и размышлениями самой Надежды Викторовой и любовно составлено Анной Викторовой. В книгу даже вложен плакатик с чертежами звездолета «Астра» из фильма «Через тернии к звездам».
А открывается издание строками самого Ричарда Викторова: «Как режиссер люблю работать над разнообразными жанрами и формами. Считаю, что чем неизвестнее, тем интереснее, хотя и можно сломать себе шею. Не меняю только своего отношения к миру, в котором главное для меня – совершенствование человеческой личности в борьбе добра со злом».
40 лет как ушел из этого мира режиссер Викторов, не успев доделать фильм «Комета» – сатирическую комедию, сценарий которой был также написан совместно с Киром Булычевым. Но фильмы главного кинофантаста Советского Союза продолжают воспитывать в молодых зрителях любовь к родине в широком смысле – к нашей планете Земля.
комментарии(0)