0
6201
Газета Главная тема Интернет-версия

01.11.2023 20:30:05

Да и кому ж теперь легко...

200 лет поэту-сквернослову и главному цензору Михаилу Лонгинову, 205 лет Ивану Тургеневу

Тэги: проза, философия, цензура, россия, тургенев


40-9-1480.jpg
Сначала он грешил, а потом карал.  Нюма
Проспер Блан де Лабарт. Портрет Михаила
Николаевича Лонгинова. 1846. Эрмитаж
...– Трудненько жить

литературе!

Да и кому ж теперь легко?

У нас подвержены цензуре –

В сосцах кормилиц молоко,

И лепет колкого народа,

И пылкой юности мечты,

И честь, и совесть, и свобода,

И песен пестрые цветы!

У нас, в видах на помощь божью,

Живая речь запрещена

И между истиной и ложью

Стоит цензурная стена

Да лес штыков непроходимый...

Какого ждать уж тут добра?

Да ты куда?

– Прощай, родимый!

Пойду проситься в цензора...

Это отрывок из стихотворения поэта-сатирика, пародиста и юмориста Петра Шумахера (1817–1891), посвященного главному цензору и начальнику Главного управления по делам печати в царской России Михаилу Николаевичу Лонгинову (1823–1875), которому на днях исполняется ровно 200 лет. Известный в ту пору Шумахер (он кончил жизнь нищим поэтом-приживалой, а в зрелости был эксцентрик, шансонье, наряжался Вакхом и катался в обнимку с нимфами в баню, обмахиваясь березовыми вениками, словно лаврами) много от Лонгинова настрадался. Например, первый его сборник стихов был запрещен цензурой, тираж уничтожен, а против автора мгновенно возбудили уголовное дело по статьям «Цинизм» и «Политические нападки против существующего строя», поэтому даже пришлось на время покинуть Россию. За издание нашумевшей книжки Шумахера за границей взялся другой наш юбиляр, знаменитый писатель Иван Тургенев (1818–1883).

Что объединяет этих двух персонажей, Лонгинова и Тургенева, кроме того, что они были современниками, один писал, а другой, очевидно, запрещал? Во-первых, несколько лет чиновник Лонгинов служил губернатором Орловской губернии, где находится имение Тургенева Спасское-Лутовиново, но не это самое интересное. На самом деле ненавистник свободы, шалости, фривольностей, игры, злой душитель вольного слова, ужесточитель цензурных правил, консерватор и мракобес Михаил Лонгинов начинал свою молодость как неистовый либерал из круга журнала «Современник», вольнодумец и, главное, талантливый автор водевилей, срамных стихов и порнографических поэм. В зрелости он стал страстным библиографом, собирателем редких книг, в молодости публиковал дотошные историко-литературоведческие статьи, а талант литератора проявил еще с детства, тем более что одним из учителей его был ни много ни мало сам Гоголь. Выведенный в пьесе Некрасова «Медвежья охота» под именем молодого человека Миши с двойным подбородком, Лонгинов говорит:

Что делать!

Я – писатель не для дам,

Серьезно я за славою поэта

И не гнался. Но есть и у меня

Серьезные труды…

На что собеседник издевательски прерывает его насмешкой: мол, знаю я эти труды, всякие изыскания о том, к примеру, в каком году Фонвизин читал свой труд Екатерине II…

40-9-3480.jpg
Ярый западник Тургенев плохо влезал
в скрепы. Яков Полонский. И.С. Тургенев.
1881. Институт русской литературы 
(Пушкинский дом)
Российской академии наук, СПб.
Поэма Лонгинова «Бордельный мальчик» посвящалась Ивану Панаеву, «Свадьба поэта» написана в диалоге с Некрасовым, а с Тургеневым Лонгинов не просто дружил – после совместных бурных приключений автор «Записок охотника» даже как-то послал ему шуточное стихотворное послание (написанное совместно с Некрасовым и прозаиком, критиком Александром Дружининым), на которое от имени адресата был вскоре сочинен тут же ответ. Это «Послание к Лонгинову» (в связи с переездом Лонгинова из Петербурга в Москву после назначения его на должность чиновника особых поручений при генерал-губернаторе) и «Ответ Лонгинова Тургеневу».

…Ужель, о Лонгинов,

ты кинул нас навек,

Любезнейший поэт и редкий

человек?

И что же! Нет тебя меж нами,

милый

друг!

И даже – верить ли? –

ты ныне свой

досуг

Меж недостойными

безумно убиваешь!

В купальне без штанов

с утра ты

заседаешь;

Кругом тебя сидят нагие

шулера,

Пред вами водки штоф,

селедка и икра.

Вы пьете, плещетесь –

и пьете вновь до

рвоты.

Какие слышатся меж вами

анекдоты!

40-9-4480.jpg
Цензор-порнограф – это загадочно и страшно,
как встретить сфинкса. Фернан Хнопфф.
Ласки сфинкса. 1896. Королевский музей
изящных искусств, Брюссель
Друзья годами переписывались, были на «ты», в письмах Тургенев называет Лонгинова милым толстяком, радуется каждому его письму, написанному «четким, круглым, восхитительным почерком», а тот с готовностью выполняет поручения Тургенева из-за границы. Постепенно, вместе с возвышением и перерождением Лонгинова из последователя Баркова в ханжу и книжного палача, тон их общения, разумеется, холодеет.

Непристойные, юмористические и сатирические стихи группы друзей-литераторов тот же Дружинин называл в своих дневниках чернокнижной словесностью. Сюда же можно приписать известную поэму про Луку, авторство которой многие приписывают Лонгинову. Сборник непотребных стихов Лонгинова даже, кажется, вышел в Европе.

Пишу стихи я не для дам,

Все больше о... (тут мы цитировать, увы, не можем. – «НГ-EL»)

Я их в цензуру не отдам,

А напечатаю в Карлсруэ.

По другой версии, сборник был издан уже в бытность Лонгинова главным цензором в целях его дискредитации, и весь тираж был скуплен и уничтожен автором. Забавно, что примерно в это же время Тургенев писал Павлу Анненкову о желании устроить «злую шутку» Лонгинову, «взять, да напечатать его стихотворения за границей».

В это время Лонгинов уже превратился во врага живого слова, который гонялся за сочинениями Дарвина (Алексей К. Толстой даже посвятил этому стихи со строками «Брось же, Миша, устрашенья, / У науки нрав не робкий, / Не заткнешь ее теченья / Ты своей дрянною пробкой!»), который присуждал к уничтожению всю книгу, если цензуру не проходила только одна страница, возмущая этим даже коллег-цензоров, который казнил и ощипывал все периодические издания.

Невозможно было узнать в нем веселого человека, что двадцатью годами ранее играл и шалил в стихах и, будучи членом Общества любителей российской словесности, боролся за свободу печати.

Литераторы его ненавидели, а после его внезапной кончины разразились десятками радостных эпиграмм и эпитафий в духе вот этой, сочиненной поэтом, критиком и переводчиком Дмитрием Минаевым (1835–1889):

Стяжав барковский ореол,

Поборник лжи и вестник мрака,

В литературе – раком шел

И умер сам – от рака.

Было и еще кое-что, что связывало Тургенева и Лонгинова. И того и другого вызывал на дуэль Лев Толстой. Участники конфликта были еще молоды и понятия не имели о своей будущей кардинальной идейной трансформации. На какой-то жаркой вечеринке Некрасов с Толстым резались в карты, тут Некрасову принесли письмо от Лонгинова, тот зачем-то отдал Толстому его читать, а в письме, как назло, заявлялось, что Толстой со своей дрянной душонкой не разделяет каких-то там либеральных взглядов. Толстой разозлился и настрочил обидчику грубое письмо с вызовом на дуэль, но Некрасов, назвавшись истинным виновником их дрязги, с трудом замял историю. Сегодня Лонгинова помнят, пожалуй, только специалисты. А ведь фигура это не только любопытная, но и актуальная в наши дни.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Алексей Туманский

«Детский» космос и репетиция мытарств в повестях Александра Давыдова

0
786
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
833
Игра эквивалентами

Игра эквивалентами

Владимир Соловьев

Рассказ-эпитафия самому себе

0
1532
Стрекозы в Зимнем саду

Стрекозы в Зимнем саду

Мила Углова

В свой день рождения Константин Кедров одаривал других

0
819

Другие новости