Незнайка (справа) и капиталисты. Кадр из мультипликационного сериала «Незнайка на Луне». 1997
23 ноября исполняется 116 лет со дня рождения писателя Николая Носова. Круглая дата у него была в прошлом году – 115 лет. Зато в этом году отмечаем эти самые круглые даты у двух самых известных его произведений. 75 лет «Веселой семейке» (1949) – самому объемному произведению о приключениях Кольки и Мишки, решивших на этот раз разводить в домашних условиях цыплят; и 70 лет с момента издания первой сказочной повести о мире коротышек – «Приключения Незнайки и его друзей» (1954).
70 лет Незнайке!
А еще – по этому поводу вышел сборник малоизвестных коротких юмористических произведений писателя и культурологических эссе для взрослых. А когда детский писатель пишет для взрослых – это особенно интересно.
Николай Носов родился в многодетной семье 10 (23) ноября 1908 года и вынужден был работать с 14 лет. Сменил несколько профессий: стриг газоны, продавал газеты, копал землю, потом – месил бетон, формовал кирпич. Увлечений было и того больше – актерство, скрипка, шахматы, радиотехника. Он долго не мог выбрать, чем хочет заниматься всерьез. Вообще он, как и его герой Незнайка, интересовался всем на свете.
Сначала учился плохо, но потом решил подтянуть «хвосты» и так увлекся, что решил было стать химиком. Но случай повел его в другую сторону. Внезапно открылся педагогический и методический талант. Один из братьев учился рисовать, и Николай взялся объяснять ему, что в картине должна быть душа. Вот только рисовать он не мог совсем. И тогда решил показывать это на примере фотографии. Для этого пришлось перечитать все, что было доступно по этой теме, и собрать фотоаппарат из отдельных деталей. Но своего он добился, снимки сделал. Более того, он таки стал заниматься этим профессионально – закончил ВГИК в 1932 году и стал работать режиссером-постановщиком научно-популярных и учебных фильмов. В 1943 году был награжден орденом Красной Звезды за фильмы о советских и союзнических танках. Танкистам он показывал и рассказывал об их конструкции и особенностях.
Писателем он стал в середине 1930-х. Сначала придумывал истории для маленького сына, потом в 1938-м начал печатать рассказы в детском журнале «Мурзилка». Первыми публикациями считаются рассказы «Затейники» и «Живая шляпа». В 1945 году вышли первые рассказы про Мишку и Кольку – «Тук-тук-тук» и «Огородники». «Веселая семейка» стала кульминацией цикла. Чем привлекли юных читателей эти два персонажа? Ну, конечно, кроме того, что их приключения полны доброго юмора. Смеем предположить: Колька и Мишка привлекают своей «активной жизненной позицией». Они все время что-то затевают. Да, их затеи не всегда удачны и даже не всегда безобидны. Но они никогда не сидят на месте!..
Однако настоящую славу Носову, конечно, принесли коротышки из Цветочного города с Незнайкой во главе. И слава эта оказалась не только всесоюзной, но и всемирной. Именно Незнайка представлял Россию на международной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае. Имя Незнайки на китайский перевели как «маленький невежда». Китайские дети узнали его по комиксам в 1990-х годах.
Незнайку знают и в Японии, причем еще раньше Китая. Агния Барто вспоминала о своей поездке в Осаку. Она шла по улице и увидела в кондитерской пирожки. Настоящие, будто из московского ларька. А над ними был изображен коротышка. Хозяин обрадовался русской гостье. Оказалось, что японец симпатизирует СССР, изучает его историю и даже состоит в обществе «Япония – СССР». А пирожки назвал Незнайкой, потому что любит книги Николая Носова. Барто передала автору письмо от благодарного читателя, и у них завязалась переписка.
Николай Носов. Иронические юморески. Кванты смеха.– М.: Махаон, КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2024. – 608 с. |
Мы, те, кто любит и знает Николая Носова, любим и знаем его как детского писателя, как сказочника. Как юмориста, разумеется – тоже. С учетом того, что все-таки он писал для детей.
И вот в преддверии всех носовско-незнайковских юбилеев стал доступен широким читательским кругам Носов, пишущий для взрослых. А еще и Носов, пишущий нехудожественную прозу, то есть эссе.
Первая часть – разъяснения по разным поводам: воспитание и этикет, чувство собственного достоинства и образование, игрушки и игрушечные магазины, об использовании новых слов, в том числе жаргонных, об употреблении спиртного и так далее. Разъясняет он это как на примерах, так и прямым текстом. Пишет Носов очень эмоционально, но так, чтобы достучаться до родителей.
«И чего только не придумывают взрослые ради своего удобства, а ребенок ради них, значит, сиди на корточках! Да оденьте вы его лучше во что-нибудь старенькое, но дайте побегать, попрыгать, покопаться в песочке, покувыркаться в зеленой травке, поваляться на снегу, сделать запруду в луже, да мало ли чего! Ведь ребенок формируется в игре. Пока пройдет детство, он должен успеть развить все свои мускулы, а не одни лишь корточки. К тому же что выйдет, если он начнет думать лишь о том, как бы не упасть, да не замараться, да пройти по жизни как-нибудь этак, чтоб не прилипла к штанам пушинка или соломинка? Что за характер, что за натура, что за мировоззрение сформируются при этом? Здесь и думать, казалось бы, не о чем, да куды там! До мировоззрения ли тут, когда штаны разорвать можно» – так он взывает в эссе «О детских игрушечках, глупых шуточках, удобствах для взрослых и пр.».
Несколько текстов посвящено литературному мастерству. Здесь Носов задолго до Григория Остера использовал принцип его «Вредных советов», вышедших только в 1983 году. Это «советы наоборот», призванные сыграть на детском противоречии – делать противоположное сказанному. Много шаблонов и просто глупостей приведено для иллюстрации, как писать не нужно. Судя по письмам и комментариям, приведенным в том же сборнике, однако же, некоторые люди прочитали именно дословно.
Нужно учитывать, что писалось это еще в 1960-е годы, но продолжает быть во многом актуальным и сейчас. Как в приведенном выше фрагменте.
Но самые интересные строки все равно о юморе, о смешном. Вот что он, к примеру, пишет о природе этого самого смешного: «Казалось бы, зачем нам смеяться над упавшим человеком, даже если он и не сломал себе ногу. Если же в этом случае смеяться все-таки надо, то как узнать, произошла у упавшего спортсмена поломка ноги или не произошла? Ведь определить это на глаз – очень трудно. Может быть, в таком случае следовало бы подойти к упавшему и спросить, не сломал ли он себе ногу, и только после этого начинать смеяться? Боюсь, однако, что, пока выяснялся бы этот вопрос, охота смеяться у нас пропала бы».
Одно только по-настоящему плохо в этой книжке. В ней нет совершенно никакого научного аппарата, нет даже предисловия или примечаний. Без этого нельзя порою понять даже вещи архиважные и архисерьезные. Вот, скажем, пишет автор «Незнайки»: «В Ленинграде, оказывается, уже даже приступили к овеществлению этой передовой мысли. Еще один автор из числа выступающих за культуру пьянства, то бишь за культуру поглощения алкогольных напитков, пишет в своей статье: «В Ленинграде теперь открыты «рюмочные», где подают с закуской. Хорошо? Если хорошо, то нужно ли, чтобы люди толпились у дверей этих НЕМНОГИХ «рюмочных»? И если хорошо, то почему только в Ленинграде?»
И верно! Почему только в Ленинграде? Валяй открывай всюду!»
Читатель сразу становится взволнован. Какой же это год, взволнованно думает читатель, когда же в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) открыли рюмочные?
И не находит ответа пытливый читатель.
Приходится рассказывать нам. Сборник «Иронические юморески» опубликован в 1969 году. Тексты, туда вошедшие, скорее всего вышли немногим ранее, в периодике. Но в целом и в общем время и эпоха обозначены. Значит, тогда примерно и открыли. А теперь они – питерские рюмочные – давно (и, что важно, до сих пор) легендарны. Почему мы о рюмочных? Ну так речь о Носове «для взрослых».
А вообще, конечно, юмор и природа смешного – важнее и серьезнее всего остального.
И не только в 90-х был отдушиной, а для многих и настоящим спасением Николай Носов. Его и сейчас стоит перечитывать. Вот сейчас, например, разрабатывают профессиональный стандарт писателя. У Носова обо всем этом есть. И об искусственном, уважаемые господа и товарищи, интеллекте. Что сейчас популярнее искусственного интеллекта? Почти ничего. Читаем у Носова, в «Приключениях Незнайки и его друзей»:
«– Хорошо бы придумать такую машину, которая могла бы за писателя думать, – сказал Шпунтик.
– Вы правы, – согласился Смекайло».
Да что угодно возьмите – наверняка Носов уже об этом писал. Просто упомянутый выше случай с началом 90-х и «Незнайкой на Луне» – самый характерный. Но, как видите, далеко не единственный. Носов ведь не только сказочник, но и фантаст. А значит, и футуролог.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать