0
973
Газета Театр Интернет-версия

17.09.2002 00:00:00

Когда Юрию Любимову не мешала свобода

Тэги: любимов, таганка, театр


Юрий Любимов был самым антисоветским, а потому и самым советским режиссером отечественной сцены.

Именно у Любимова гражданственность и эстетика окончательно слились воедино. Все хорошие режиссеры эпохи застоя не любили партию и правительство. Но именно Любимов наглядно доказал, что без конфронтации с родным государством не поет творческая душа. Любимов отомстил сполна всей бесконфликтной драматургии и номенклатурным спектаклям СССР. Категория драматического Конфликта стала генеральным свойством почерка Любимова и на сцене, и в жизни.

Любимов - это Театр на Таганке. Одноименный с тюрьмой. Со временем обретший новую пристройку - здание из красного кирпича. У Таганки должна была возникнуть такая сцена! Этот узенький красный кирпич представляет дразнящую альтернативу массивному кирпичу красного Кремля. То, что выглядит верноподданнически как фасад власти, - подозрительный авангард в сфере театра. Потому что лояльный советский театр - это светлый гладкий мрамор, классические округлые колонны и богатые хрустальные люстры. А на Таганке сплошь прямые углы, ершистая фактура, почти конструктивизм. С командой Любимова в театральную культуру СССР хлынула атмосфера художественного бунта, приправленная интеллигентным диссидентством, домашним фольклором уголовщины и забугорным ритмом зонгов.

Режиссура Любимова возвестила начало нового отношения к Западу. Чуткое вживание в чужую эстетику пришло на смену политической борьбе и идеологической консолидации с "просоветскими" художниками Европы. Брехт ворвался в Россию и стал победой немецкой театральной традиции на родине потомков Станиславского. Началось отстранение от российского психологизма. Известный отечественный принцип "играешь злого - ищи, где он добрый", подвергся коррекции.

Если человек в целом добрый, он должен бывать иногда и злым. Иначе ему не выжить в жестокой жизни и не помочь другим. Такова мораль "Доброго человека из Сезуана", первого любимовского спектакля-легенды. В Союзе еще никто и помыслить не мог о политической свободе, а Любимов уже знал, что реальный мир требует "двухпартийности" от самой души индивида. Раздваивающаяся героиня Зинаиды Славиной поставила крест на идеале целостной личности и патриархальной женщины. Еще никто не слыхал подобного выражения, а Любимов уже показал, что такое "унисекс", трактовав это явление в жанре высокой интеллектуальной драмы.

Постановки Юрия Любимова свидетельствовали о диктате сильной режиссуры в слабеющем государстве, утрачивающем контроль за переменами в жизни и психологии. На сцене у Любимова торжествовало интенсивное действие посреди общества застоя, где давно уже имелись и ценились только переживания.

На Таганке была раскурочена сцена-коробка. И в финале "Трех сестер", взывающих "В Москву, в Москву!", поднималась стена. Сквозь широкий проем открывалась сама мифологизированная столица, которая так никого и не спасла. Акция со стеной по-своему предвещала падение железного занавеса. Кстати, и сам занавес - святое святых традиционного театра - превращался в "Гамлете" в шерстяное цунами. Занавес не закрывал и не открывал - он преображал мир, подобно силе судьбы.

У Любимова Шекспир окончательно смешался с Пастернаком и Высоцким. И стало уже не важно, кто из них троих написал "Быть или не быть" и "Гул затих, я вышел на подмостки". Они стали триадой, вдохнувшей ум, честь и совесть в застойную эпоху. Гамлет был перевоплощен в трагического героя и барда нашего советского времени.

Театр Любимова первый упразднил патриархальный сентиментализм и идею театра-семьи, где с каждым готовы сюсюкать. Таганка была первой ласточкой прагматического подхода к актеру. Либо культовые личности, которым законы не писаны, либо аскетичные профессионалы, которые не вправе работать на себя, только на общее дело. Один очень знаменитый актер рассказывал, как в молодости, будучи начинающим актером на Таганке, он с партнерами - теперь тоже знаменитыми актерами - подходил к Любимову на репетициях "Десяти дней, которые потрясли мир". В одной сцене несколько человек должны были синхронно хлопать галошами, надетыми на руки. Актеры придумали, что каждый будет хлопать по-своему, чтобы прочитывалась индивидуальность персонажей. Даром, что ли, систему Станиславского проходили. Любимов слушал их "творческие" предложения, смотрел на них и наконец вымолвил: "Господи, как же вы все мне мешаете".

Любимов жил в имидже уникального режиссера, в концепции которого нельзя ничего добавлять "от себя". Всерьез помешать этому имиджу могла только сама общественная реальность. "От себя" она добавила слом эпох.

Когда Любимов впервые уехал, вернее, не вернулся в Союз, со стороны казалось, что беспощадный индивидуалист бросил и тем самым развалил уникальный театр. Но погибнуть та Таганка должна была неминуемо. Вспоминается, как летом 1987 года на репетициях восстановления "Мастера и Маргариты" актеры ссорились и разбирались, кто из присутствующих "довел Мастера" (т.е. Любимова) до эмиграции. А режиссер Александр Вилькин честно пытался объяснить, что на дворе перестройка и гласность и прежние антисоветские штучки уже не звучат. Актеры не хотели ничего менять в репризах, хотя режиссер был прав. Труппа походила на солдат, оставшихся без полководца и идеолога. Теперь кажется, что Любимов уехал не из Советского Союза, а от надвигающейся перестройки. Он как бы почуял, что режиссировать скоро будет стихия общественных страстей. Тягаться с бурлением глобальных конфликтов в самой реальности Любимов дальновидно не стал. Чтобы творить в новое время идеологической свободы и пустоты, надо было набраться нового дыхания. Все, что Любимов ставил после своего возвращения, - более или менее удачные работы выдающегося профессионала, уже лишенного ореола героизма. Из уникального режиссера-оппозиционера Любимов превратился в рядового признанного Мэтра. Такова плата за ту самую свободу, о которой мечтал Мастер советского времени.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1527
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3929
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2183
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2461

Другие новости