0
1543
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

06.04.2006 00:00:00

Между хаосом и порядком

Тэги: межистория, хаос, порядок, литература


Особенность нынешнего времени – в том, что это время межистории. Межистория – это промежуток между концом одной истории и началом другой, еще не известной, не проявленной. Ценности старой истории теряют свое значение, новые еще не наработаны и не приняты обществом в качестве безусловных.

Межистория – это время духовного хаоса. Хаос – это источник новых возможностей. Экономический и политический хаос можно упорядочить тем или иным способом. Хаос духовный ни законами, ни желаниями нашими не управляем. Это процесс вероятностный – в какой-то момент в броуновском движении идей происходит кристаллизация и возникает направленность. Причем может возникнуть и несколько таких выраженных направленностей, тогда они будут конкурировать между собой.

Легко заметить, как в обществе нарастает накал духовного поиска. В религиозной сфере зреют как межконфессиональные, так и внутриконфессиональные конфликты, идут поиски нового религиозного синтеза, плодятся новые синкретические культы. Похожий процесс идет и в культуре. Человечество ищет вектор развития в условиях принципиальной непознаваемости мира, его незавершенности и изменчивости. Причем в качестве одного из вариантов рассматривается отказ от линейного развития истории, возвращение к циклической картине мира.

Оборотная сторона духовного накала – новая форма духовного тоталитаризма – так называемая политкорректность, инквизиция в мягких перчатках. Она не сжигает еретиков, не бросает в застенки, она душит свободную мысль пуховыми подушками. Политкорректность – сегодня главная угроза для культуры. Политкорректность – это агрессия конформизма, отражение страха перед хаосом, то есть перед неизбежностью порождения новых форм социальной и культурной жизни общества. Декларируя равенство разнообразия, политкорректность фактически подавляет разнообразие. Торжество политкорректности – омертвление жизни. Хотя, возможно, при возрастающем накале страстей, связанных с поиском новых путей, политкорректность играет роль буфера, амортизирующего сильные выбросы. Важно не допустить ее доминирования в культуре. Культура и политкорректность несовместимы.

Культура сдерживает энергию хаоса, она является средством упорядочивания мира, но хаос – питательная среда культуры, ее почва. Культура упорядочивает хаос, но, упорядочивая, тут же подвергает сомнению упорядоченную систему. В этом внутренний конфликт культуры – и ее источник развития. Характерно, что интенсивность разрушения резко возрастает в системе, устремляющейся к хаосу. На мой взгляд, существует принципиальная разница в положении постмодернизма на Западе и в России. На Западе он деконструирует устоявшуюся систему, у нас – становящуюся. Развившись у нас на волне добивания старой системы, он по инерции деструктивно воздействует на становящуюся систему, пытаясь нейтрализовать упорядочивающие позитивные импульсы.

Самая актуальная задача литературы сегодня, на мой взгляд, сохранение возможности существования конфликта, в первую очередь конфликта человека с миром, с социальной средой. Противостоять усреднению, нивелированию, опусканию – это и есть главный конфликт. Литературе пора выйти из замкнутого круга постмодернизма, наблюдать жизнь, а не артефакты жизни. Культура, в первую очередь литература, обладает провидческим свойством. Она способна уловить легчайшие дуновения нового, актуализировать их и тем самым либо сделать их реальностью, либо, наоборот, предотвратить их воплощение в жизнь.

Литературный герой – человек, следующий своим принципам, отстаивающий свою личность, свое достоинство, свою самость наперекор внешним обстоятельствам. Он не обязательно побеждает – важно, что сопротивляется. Антигерой – человек «моды», сливающийся со средой, подчиняющийся инерции. Для литературы важен герой деятельный и борющийся, ибо только опыт, обретенный в борьбе, формирует личность. От соблюдения этих условий зависит появление героя, который будет восприниматься как образец для социального действия, а следовательно – обеспечит литературе ее былой общественный статус, сопоставимый сегодня разве что со статусом «профессиональной политики».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1215
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
737
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1367
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
1034

Другие новости