0
1612
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

22.03.2007 00:00:00

Поэзия и проза в столбик

Тэги: хлебников, литвак, академия зауми, бирюков


Есть у меня приятельница. Пишет стихи. Хорошие стихи, рифмованные, близкие к постакмеистской традиции. Время от времени эти стихи публикуют журналы. И поэт хороший, и человек приятный. Один недостаток у нее: с пеной у рта всегда готова доказывать, что стихи – это только когда в рифму, все прочее к поэзии отношения не имеет. Иного мнения даже слышать не желает. Экспериментаторство всякое на дух не переносит, даже Хлебникова ставит под сомнение (про Крученых просто молчу).

Очень меня раздражала в моей приятельнице такая узость взгляда. Дай, думаю, отомщу. И позвал ее на авангардистский шабаш – презентацию альманаха Академии Зауми. И первые минут десять, пока читали Кедров, Кацюба, Золотарева, которые, в общем-то, были вполне традиционны (в хорошем смысле), с незначительными отклонениями от привычного моей знакомой канона, все было нормально. Но постепенно градус радикальности возрастал: Альчук, Литвак, Мирзаев┘ Приятельница занервничала, заподозрила подставу. Но смолчала. Когда вышел Сергей Бирюков и┘ нет, это не опишешь, Бирюкова нужно видеть и слышать. Приятельница напряглась, но вместо того, чтобы убить меня на месте, принялась пристально вглядываться внутрь себя. А потом был еще более неподражаемый Герман Виноградов в сандалиях на босу ногу (зимой!). И вот тут я увидел глаза моей спутницы: все, во что верила хорошая поэтесса, все ее простые и, как казалось, вечные ценности – все это рухнуло. И она уже не знает, как жить дальше. На выходе из Зверевского центра она вдруг произнесла: «Мне теперь как-то и неловко писать традиционные стихи». Внутренне я малодушно торжествовал: по крайней мере человек наконец признал, что в поэзии существует много традиций. Вслух же сказал банальное: «Главное, чтоб стихи были хорошие». На что приятельница заметила: «А что значит хорошие? Как понять, поэзия это или так просто?» Пока шли к метро – мы это поняли. А ведь все очень просто: Поэзия (именно с большой буквы) – это то, что нельзя пересказать прозой. Вне зависимости от того написаны стихи в рифму или без оной. Вот разве можно запроизировать, например, такие строчки Александра Чернова: «Контактно и аэрозольно / от встречи я осоловел./ И льются волосы, нарзаном/ голографическим светясь,/ ваяют нюх и водят за нос/ из вероятного – в сейчас,/ в настройку стона, или в тихий/ чулдочный обморок двойной./ Густой прозрели облепихой/ фаланги, полные тобой»? Никак! А вот Данильянц пишет верлибр, и кто-то по недоумию полагает, что верлибр это проза, записанная в столбик. Ну, какая же это проза: «Надежда растает,/ когда раскрывается вечность. Как дым от огня». Нельзя пересказать прозой странную звукопись Крученых или Бирюкова, словесную гущу Хлебникова┘

Хотя есть очень много стихов (опубликованных и даже награжденных какими-то премиями), написанных в столбик, с небанальными даже рифмами, но которые на самом деле – всего лишь проза, по недоразумению записанная в рифму.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
1837
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
1463
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
1631
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
1466

Другие новости