0
1742
Газета Время и место Интернет-версия

30.04.2010 00:00:00

Монолог Степаниды

Тэги: хармс, степанида, старухы


Монолог якутской актрисы Степаниды Борисовой, номинированной в этом году на «Золотую маску» за спектакль «СтарухЫ» – глава из книги Анны Степановой «Степанида», которая вот-вот выйдет в издательстве ГИТИС. Монолог – о том, как она репетировала свою экзотическую роль с режиссером Федором Павловым-Андреевичем. «СтарухЫ», чтобы стало еще понятнее, назван постановщиком, «куском быстрого театра по хармсу».

Мы познакомились с Федей, когда меня вызвали в Москву на фестиваль «Роза мира», где собрали этно-певцов из разных республик. И после концерта Федя ≈ наверно, он был то ли директором, то ли еще кем ≈ пришел на банкет. Ну, какой-то мальчик белобрысый. Мы встретились около двери, и он сказал:

≈ Степанида, я хочу поставить для вас спектакль.

И я согласилась. У меня работы не было. Я же актриса, и притом любопытная. Актеру работать надо, всегда быть занятым, как пластилин мягким, чтобы из него что-то делали. Поэтому я специально приехала в Москву на месяц. Когда я Хармса в первый раз прочла, сразу поняла, что это очень странный писатель, с такой тяжелой жизнью. И что «Старуху», конечно, непросто будет делать на сцене.

Ехала немножко с тревогой, но тревогу от себя гнала, думала: «Даже если провал будет, для меня все равно очень полезно, потому что работа. Ну, не получилось, но ты же работала, что-то другое пробовала». Почему мы должны обязательно чай пить и играть жизненно? А тут мне уже заранее было интересно. Единственное, о чем я волновалась ≈ совпадем ли мы? Есть разные режиссеры. Я люблю спокойных, которые не кричат.

Начали мы потихоньку. Федя сразу мне сказал: «Забудь про театр переживания». Репетировали только по ночам, потому что Федя днем работал┘ Пока репетировали, я даже не думала, какой у меня вид будет в спектакле. Но вот мы закончили с Федей, началась работа с художником ≈ с Катей Бочавар. Когда гримировали в белое, я вообще обалдела, потому что у меня аллергия на краски, и всегда уши от них краснеют, потом опухают. А тут эта белая краска пахнет, как известка. Руки, плечи, шею, лицо ≈ всё открытое тело мое долго кистью красили. Как маляры. И я ужаснулась: «Боже мой, на что я попалась?». Еще и зубы черным красить пришлось.

А потом я увидела себя на видео и была ошарашена тем, что эта известка подчеркивает даже малейшие мои морщины. Я там просто страшная-престрашная старуха. У меня зрение не очень хорошее, и когда смотрю на себя в зеркало, мне кажется, что я не очень-то старая. А тут ≈ ну, братцы, это такое дело!.. Тогда я поглядела со стороны, как будто это и не я. И стало мне на эту старуху смотреть интересно и очень странно.

Мало того, оказалось, что Катя Бочавар хочет посадить меня на высокий стул, да еще обмотать белой тряпкой. И когда наверх меня подняли, тоже страшно стало. Я не очень-то молодая. Хотя думаю, что молодая, но там, наверху немножко голова кружится. Не каждый так посидит┘ Федя с Катей очень боялись, что я могу отказаться. Но я актриса, и мне казалось, что единственно правильное решение ≈ такое. Иначе невозможно. Такой грим я воспринимала нормально, как рабочую задачу. Я как актриса на сцене никаких страшных вещей не боюсь. Но в жизни иногда хочу быть красивой. Понравится кому-то, влюбиться в кого-то ≈ очень хочу.

Я актриса, в этом слове всё сказано. Я актриса и должна играть всё, должна быть гибкой, любую форму взять. Но для этого надо стать чистым листом, как будто я в первый раз на сцену пришла. Я отказываюсь от всего! Я забываю всё, что играла. И в жизни так же ≈ хочется ведь какой-то пирог сделать, новый совершенно, который, может, и в рот-то никто не возьмет. Если ты хорошая артистка, ты должна быть готова на всё. На всё! Пробовать. Но если тебе не дано ≈ сиди дома.

Мне кажется, не зря мы работали, в нашем спектакле много чего есть. Как будто она старуха, которая умерла, но как будто и автор в ней. И в старухе этой, думаю, собралось многое из того, что он переживал. А старуха моя иногда очень хорошая. Не всё там плохо. Там и трагедия, там и смех над собой ≈ трагикомедия. Я иногда вот даже себя в ней вижу, мое отношение к себе ≈ и это есть. Она смешная и страшная, черт-те что. Я думаю, что человек вообще такой. Как в старухе, всё есть в человеке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
771
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
916
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
747
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
887

Другие новости