0
7173
Газета Телевидение Интернет-версия

08.12.2017 00:01:00

"Хождение по мукам", версия

Тэги: нтв, сериал, экранизация, трилогия, алексей толстой, константин худяков


нтв, сериал, экранизация, трилогия, алексей толстой, константин худяков После всех испытаний обе пары наконец обрели друг друга (слева направо): Телегин (Леонид Бичевин) и Даша (Аня Чиповская), Катя (Юлия Снигирь) и Рощин (Павел Трубинер). Кадр из телефильма

На канале НТВ закончился показ 12-серийного фильма Константина Худякова «Хождение по мукам» – третьей экранизации трилогии Алексея Толстого. Приуроченной к 100-летию  революции  и, конечно, обреченной на сравнение с предыдущей  экранизацией  1977 года режиссера Василия Ордынского.

Правда, сам Худяков считает, что его работа – это не конкуренция с ранее вышедшими картинами, а «…самостоятельное прочтение романа в наш век.  Каждое поколение снимает свою версию, на то роман и бессмертный, потому что каждое поколение из этого романа вытаскивает то, что созвучно его эпохе, его времени». Утилитарно, но похоже на правду.

Однако, судя по отзывам в Интернете – на 10 страстно-отрицательных один вяло-положительный, – новая экранизация проигрывает старой. Как оказалось, зрители прекрасно помнят и любят Дашу – Ирину Алферову, Катю – Светлану Пенкину, Рощина – Михаила Ножкина, Телегина – Юрия Соломина. Тех рефлексирующих героев, то неспешное повествование и общую декадантскую ноту картины. А кто-то даже помнит, что фильм, события которого происходят с 1914 по 1919 год, снимался тоже пять лет – то есть актеры, как и их герои, менялись с течением времени, а не только с помощью грима.

Те, кого разочаровала премьера, задаются вопросом: с какой целью, кроме «датской», было снято? Снято – про что?

Новая экранизация («по мотивам», как сказано в титрах. Кстати, сделанных весьма красиво: на страницах романа один за другим застывают кадры, одномоментно превращаясь в карандашные наброски) была снята за год, распиарена неимоверно, и даже премьера ее состоялась сперва на кинорынке в Каннах и только потом в эфире НТВ. 

Первая серия заканчивается  истошным криком «Да здравствует революция!» – сценой с бунтующими рабочими Балтийского завода и казаками, вынужденными стрелять после провокации. А начинается с петербургского аристократического быта сестер (Катя – Юлия Снигирь, Даша – Аня Чиповская), увлеченных футуризмом и поэтом Бессоновым (Антон Шагин). Почему-то всем не пришелся Бессонов–Шагин («Михаил Козаков красивее был!»), хотя злую карикатуру на Блока написал автор,  актер же создал образ почти трагический – социопата, только и способного, что зарифмовывать в строчках веяния времени и зачитывать их экзальтированным дамочкам, и в конце концов застрелившегося. Очень качественная актерская работа. И просто превосходная работа – у Андрея Колгана (адвокат Смоковников, первый муж Кати); это им произносится ударная фраза первой серии: «Здесь, в Петербурге, был выдуман новый русский мужик, боюсь, чтобы это не закончилось большой кровью».

Играющие главных героинь актрисы Снигирь и Чиповская красивы, выразительны и стараются, актеры, играющие главных героев (Рощин – Павел Трубинер, Телегин – Леонид Бичевин), более или менее харизматичны и тоже очень стараются; здесь вообще много качественных актерских работ, что называется, долго перечислять. Но вот такая вещь, как узнаваемость… Леонид Бичевин недавно снялся в комедийном сериале «Адаптация»,  сыграв там главную роль – американского шпиона, внедрившегося в «Газпром». Смотришь на Телегина и видишь обаяшку-шпиона, ибо отличие во внешнем виде героев лишь в одежде! Это очень мешает. Неужели один Сокуров понимает про незамыленные лица?..

А еще в процессе смотрения возникает, скажем так, нежданно-негаданное. А именно: ты видишь, как налаженный, уютный, эстетически совершенный мир, его славные и благородные люди попираются нарастающими агрессией, хаосом, безграмотной толпой, отдельными выходцами из низов… Акценты расставлены так? Вопрос, многим и посейчас не дающий покоя, озвучивает Рощин: «Как мы позволили уничтожить громадную страну, дать власть хамам?» Даша, соглашаясь стать орудием в руках эсера Савинкова (Александр Галибин), говорит: «Я ненавижу эту власть!» А Мамонт Дальский (Дмитрий Дюжев) убеждает ее: «С вашими честностью и благородством здесь не выжить». 

Так экранизация эта – о том, какой страшной была русская революция (показаны скорее переворот и катастрофа) 17-го года? С чего бы вдруг такое откровение? Или это некое предостережение зрителям: посмотрите, насколько  страшна революция как таковая, чтобы никогда больше в голову не пришло?.. 

Ответ, предположительно, на сайте НТВ: «Важно помнить, что «Хождение по мукам» – это не анатомия протеста. Главное здесь –  человеческие судьбы. Революция – багровый и от флагов, и от крови, но все же фон для жизненного выбора героев». (О, так снимали к 100-летию фона?) А следующее высказывание режиссера Худякова – должно быть, с закрытой премьеры фильма в «Октябре»: «Ситуация, которая происходила с героями Толстого, очень рифмуется с нашим временем. Герои постоянно находятся в экстремальной ситуации бесконечного выбора. Спокойное существование в Советском государстве закончилось, и теперь люди должны принимать решения и совершать поступки. Вот это право выбора, возможность этого выбора, эта ситуация очень, мне кажется, рифмуется с тем, что было 100 лет назад».  

А когда это люди не находились в ситуации бесконечного выбора? Начиная с Понтия Пилата, продолжая Гамлетом и по сю пору – всегда! Это у Алексея Толстого, вернувшегося из эмиграции в советскую Россию, чтобы стать красным графом, был выбор, – у его героев  выбор  был вынужденным. 

В чем же приближение новой экранизации к современным реалиям? В  сегодняшнем темпоритме ленты. В лихо закрученной даже не двойной – тройной лав-стори (есть еще пара на первом плане, поручик Жадов – Андрей Мерзликин и революционерка Лиза – Светлана Ходченкова, эта –  самый отвратительный образ из всех). В некоторых прямо-таки актуальных высказываниях: диалог Кати со Смоковниковым о Первой мировой («Но на нас никто не нападал» – «Это интересы государства!»), его заявление: «Да я ни за какие революции не отдам наши территории, Киев, например!» А спор раненых в госпитале об имперских амбициях и территориях, принадлежащих русским! Право, хоть переноси в ток-шоу любого федерального канала.

Кончаются «Муки» вроде хеппи-хеппи-эндом: все воссоединились и в личном, и в общественном плане (пришли к сотрудничеству с новой властью), но что это за надпись появляется на экране перед заключительными титрами? «Жива память о страшных страницах в нашей истории», и затем «Рощин арестован и расстрелян в 36 году, Катя скончалась в сибирской ссылке, Телегин пропал без вести в битве за  Москву в 41 году»… Что это, попытка объективности, дань моде, желание потрафить и вашим и нашим?..

Понравились неяркость, приглушенность кадра: работа оператора (Максим Шинкаренко) и художника (Сергей Филенко). Кстати, снимали сериал не в декорациях, а в усадьбах и музеях; костюмы из «Хождения по мукам» сейчас выставлены в Историческом музее в Москве. Еще понравилась музыка, написанная для фильма (Юрий Потеенко). И это, пожалуй, все.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
843
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
474
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
912
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
554

Другие новости