0
1793
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

19.11.1999 00:00:00

Альтернативы возобновлению сотрудничества с НАТО нет

Выступления начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии Анатолия Квашнина, как правило, являются закрытыми. Тем интереснее его посвященный проблемам обеспечения всеобщей безопасности доклад, который прозвучал 15 ноября на конференции "Укрепление безопасности в Европе/Евразии" в Дипломатической академии МИД России. Начальник Генштаба выступил как официальное лицо структуры, разрабатывающей проект военной доктрины и отвечающей за организацию, планирование и обеспечение национальной безопасности в стране. Доклад прозвучал накануне саммита ОБСЕ в Стамбуле, и, таким образом, его можно рассматривать в качестве основы тех положений и принципов, которые отражали позицию российского руководства на конференции ОБСЕ в Турции 18-19 ноября 1999 г. Ниже приводится текст доклада в изложении Владимира Георгиева. Анатолий Васильевич Квашнин - начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ.

Начальник Генштаба руководит войсками конкретно.
Фото Игоря Коротченко

В ПРОЕКТЕ военной доктрины отражено, что "в настоящее время угроза прямой военной агрессии против России маловероятна. Вместе с тем сохраняются, а в ряде регионов усиливаются потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности России... Непринятие адекватных мер в отношении этих угроз чревато нанесением непоправимого ущерба нашим национальным интересам".

ХАРАКТЕР УГРОЗ

Основными угрозами для России являются: территориальные проблемы в связи с отсутствием четкого договорно-правового оформления государственных границ; вмешательства во внутренние дела РФ, включая посягательства на государственное единство и территориальную целостность; попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности; возникновение и эскалация вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи границ РФ и ее союзников; создание (наращивание) группировок войск, ведущих к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации и ее союзников; расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ; действия, направленные на подрыв глобальной региональной стабильности, и т.п.

Эти угрозы могут быть разрешены только совместными усилиями, путем формирования общеевропейской политики в области безопасности и выработки действенных механизмов по ее обеспечению. Мы не раз заявляли и будем продолжать настаивать на том, что только в рамках ОБСЕ - организации, в которую на равных основаниях входят практически все государства региона, может быть выработана такая политика.

Дальнейшие практические действия НАТО по расширению на восток и присоединению к нему государств Центральной и Восточной Европы будут рассматриваться нами как вызов национальной безопасности. Реализация планов Североатлантического блока за счет принятия первой тройки государств Восточной Европы резко изменила соотношение сил на континенте и привела к значительному дисбалансу сил в пользу альянса. Глубина зоны ответственности НАТО увеличилась на 650-750 км на восток, что существенно сократило период стратегического предупреждения для Российской Федерации.

Внутренние угрозы в России исходят в первую очередь со стороны Северного Кавказа и, в частности, из Чечни. Основные бандформирования планируется уничтожить до конца года. Но борьба с отдельными бандитскими группами по 10-20 человек потребует более длительного времени.

Утверждения ряда западных политиков о том, что Москва применяет чрезмерную силу в Чечне, несостоятельны. Мы действуем в соответствии с планом контртеррористической операции, который утвердил президент РФ. Войска не наносят удары по населенным пунктам. Бьем по террористам и будем бить. Чечня - территория России. Можно сделать предположение, что на саммите ОБСЕ в Стамбуле 18-19 ноября ничего экстраординарного не произойдет и все будет нормально.

МОСКВА ВЫБИРАЕТ ОБСЕ

Архитектура европейской безопасности должна создаваться на основе ОБСЕ - единственной европейской международной организации, выражающей интересы всех государств-участников. Составными частями предлагаемой нами структуры общеевропейской безопасности должны стать все политические, экономические, военные международные организации и союзы Европы, действующие как самостоятельно, так и совместно с ОБСЕ, но на основе ее принципов. В то же время такой подход, сколь бы он ни казался очевидным, не является единственным. Страны Запада, в первую очередь США, предпринимают шаги по созданию иной архитектуры европейской безопасности, основой которой должен стать Североатлантический союз.

Система безопасности, построенная на фундаменте военно-политического блока, является гарантом защиты для стран - членов альянса, но игнорирует интересы других государств. Такая безопасность не является всеобъемлющей, поскольку ее реализация для конкретного государства зависит от его статуса по отношению к блоку-гаранту. Факт расширения НАТО, с одной стороны, свидетельствует о якобы происходящем возрастании для альянса военной угрозы, а географическая направленность этого процесса, с другой стороны, характеризует Восток как ее источник.

(Окончание)


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В бюджете России обнаружилась аномалия

В бюджете России обнаружилась аномалия

Ольга Соловьева

Доходы казны в январе упали в пять раз

0
483
Правительство может применить комплексный подход к проблемам дачников

Правительство может применить комплексный подход к проблемам дачников

Анатолий Комраков

Количество зарегистрированных садовых участков в России выросло почти на треть за три года

0
376
Украинские танки заправляются российским дизелем через Индию и Болгарию

Украинские танки заправляются российским дизелем через Индию и Болгарию

Михаил Сергеев

Глобальный рынок углеводородов мешает санкциям и ограничению военных поставок

0
491
Оборот онлайн-торговли в "Киберпонедельник-2023" вырос на 16%

Оборот онлайн-торговли в "Киберпонедельник-2023" вырос на 16%

0
152

Другие новости