ПРОБЛЕМА гибели личного состава в Вооруженных силах РФ несмотря на то, что смертность в армии и на флоте в 2-3 раза ниже, чем в целом по России, продолжает оставаться одной из самых злободневных.
По статистическим данным Главной военной прокуратуры (ГВП), в результате происшествий в 1998 г. погибли 1060 (в 1997 г. - 1103) военнослужащих. За 9 месяцев 1999 г. - 625 (аналогичный период 1998 г. - 722) военнослужащих. По состоянию на ноябрь из них в текущем году покончили с собой 245 (1998 г. - 301) человек.
Анализ причин и условий несчастных случаев, повлекших гибель военнослужащих, свидетельствует о том, что нарушениям правил техники безопасности при выполнении определенных работ и упражнений, допускаемым пострадавшими по неосторожности в силу их личной недисциплинированности и самонадеянности, нередко способствуют отсутствие и необходимой материальной базы, и должного контроля со стороны соответствующих должностных лиц.
Предпринимаемые попытки существенно сократить случаи гибели военнослужащих от происшествий при эксплуатации вооружения и боевой техники, происходящие, как правило, из-за отсутствия соответствующего инструктажа, навыков вождения и использования транспортных средств молодыми водителями, невнимательности или отсутствия на месте старших по машине, к сожалению, не всегда эффективны. Из года в год количество небоевых потерь в войсках по этим причинам достаточно высоко.
13 июня 1999 г. матрос Б. на автомашине "КамАЗ", не справившись с управлением из-за отсутствия навыков вождения, сбил прапорщика Алехина, который от полученных телесных повреждений скончался.
Рядовой Н. (СКВО) 10 марта 1999 г., управляя закрепленным за ним автомобилем, пренебрег погодными условиями, допустил резкое торможение, и машина опрокинулась. В результате солдат погиб, а семеро пассажиров получили различные травмы.
Нередко военнослужащие тонут, погибают от переохлаждения, особенно в период отпусков и отдыха.
Так, 2 июля 1999 г. полковник одной из войсковых частей СКВО М., находясь в очередном отпуске, утонул во время купания, поскольку был нетрезв.
11 апреля 1999 г. рядовой С. (ДВО), похитив из части несколько банок тушенки, самовольно оставил место службы, обменял консервы на спиртное и пьянствовал в г. Завитинске у своего знакомого. Затем ночью, будучи в состоянии сильного алкогольного опьянения, отправился в часть. Его труп впоследствии был обнаружен сослуживцами всего в 700 м от подразделения. По заключению экспертов, смерть наступила от переохлаждения. И такие случаи не единичны.
Особую тревогу вызывает то, что в последние годы возрос процент самоубийств среди военнослужащих. Причины этого явления различны.
Офицеров, прапорщиков, военнослужащих контрактной службы, как и в прежние годы, в основном доводят до суицида несправедливость в решении служебных вопросов, социально-бытовая неустроенность, неуверенность в завтрашнем дне, бытовое пьянство, семейные конфликты.
26 мая 1999 г. повесился старший лейтенант Барченков (ВП СФ), оставив записку: "...Надеюсь, что государство все же выплатит моей жене все то, что должно мне..."
Основными причинами самоубийств военнослужащих по призыву являются трудности адаптации вследствие слабой допризывной подготовки; морально-психологический настрой военнослужащего, обусловленный упущениями в воспитании, сложившейся бытовой ситуацией в семье; глумление и издевательства; тяжелый нравственный климат в отдельных воинских коллективах, повышенные нагрузки, связанные с неукомплектованностью личным составом воинских частей и подразделений, недоедание.
Большинством военнослужащих, принявших решение покончить с собой, движут душевные переживания. На втором месте в качестве провоцирующего фактора - семейные отношения; на третьем - психические заболевания, неуставные отношения и боязнь ответственности.
Серьезной проблемой остаются различные формы неуставных взаимоотношений. Одна из причин живучести дедовщины в армии и на флоте - нежелание, а порой и неумение командиров младшего звена правильно реагировать на проявления неуставных взаимоотношений. Большинство их приходится на свободное от службы время, что свидетельствует о недостатках в организации мероприятий службы войск, воспитательной работы, низкой роли суточных нарядов и дежурных служб.
15 августа 1999 г. покончил жизнь самоубийством, повесившись на ремне, рядовой одной из воинских частей Северо-Кавказского военною округа Прокофьев. В ходе расследования уголовного дела, возбужденного в тот же день военным прокурором гарнизона, изобличены рядовые Чесноков и Чердынцев, которые неоднократно избивали Прокофьева, в том числе будучи в составе суточного наряда. Они заставляли его стирать обмундирование, подшивать подворотнички, требовали выпрашивать для них сигареты у прохожих, приносить им еду, отбирали деньги. Дело направлено в военный суд.
Рядовой Елюшкин покончил жизнь самоубийством, не выдержав избиений и издевательств со стороны сержанта Краснощекова. Последний за содеянное осужден военным судом на длительный срок лишения свободы.
Нередко гибели и совершению самоубийства военнослужащих объективно способствует состояние алкогольного или наркотического опьянения.
28 мая 1999 г. рядовой К. с сослуживцами выпивал спиртные напитки. В тот же день около 18 часов он умер. Расследованием установлено, что его смерть наступила в результате кровоизлияния в мозг на фоне алкогольного опьянения.
18 января 1999 г. рядовой М. под воздействием наркотического вещества покончил жизнь самоубийством.
Поражает то, что гибель личного состава по различным причинам во внеслужебное время нередко превышает потери людей при исполнении служебных обязанностей.
Не будем вдаваться в описание трудностей современного периода военной реформы, в результаты изучения причин и условий гибели личного состава. Но со всей определенностью можно сказать, что гибель военнослужащих напрямую зависит от того, как конкретные командиры подразделений, частей, учреждений исполняют свои обязанности, предусмотренные воинскими уставами. И здесь речь не только о создании безопасных условий службы, а прежде всего в безусловном исполнении всех уставных требований, начиная от обеспечения соблюдения подчиненными правил личной гигиены и заканчивая организацией гарнизонной и караульной служб. С совершенствованием техники и повышением ее надежности становятся все более заметными недостатки человека, психологические качества которого отстают от темпов возрастания опасности, возникающей при эксплуатации современной техники. Вследствие этого увеличивается количество ошибок работающего с военной техникой.
Постоянно подвергаясь опасности, человек теряет бдительность, становится неосторожным, нарушения техники безопасности входят в привычку, происходит своего рода "блокировка" инстинкта самосохранения.
Рядовой Л. (МВО) длительное время проходил службу на складе горюче-смазочных материалов. 3 января 1999 г., воспользовавшись бесконтрольностью командира подразделения, он с целью совершения хищения бензина забрался в емкость для хранения горючего, где задохнулся от ядовитых паров.
Лица, подверженные несчастным случаям или совершающие ошибочные действия, имеют определенные особенности психофизиологических, индивидуально-личностных и социально-психологических качеств, которые, безусловно, не носят фатального характера. У этих людей, как правило, повышенная утомляемость, большая напряженность. Среди них чаще встречаются склонные к алкоголю, имеющие более высокую эмоциональную неуравновешенность. Не склонные к суициду личности имеют противоположную тенденцию: психофизиологические качества, показатели здоровья у них на порядок лучше. Они чаще находят удовлетворение в труде. Поэтому важна и существенна в разрешении исследуемой проблемы роль командиров до уровня того звена (взвод, рота, батальон, часть) включительно, в котором идет непосредственная работа с личным составом, и от практической деятельности которых реально зависит снижение количества погибших.
В течение нескольких последних лет командный состав резко изменился. К командованию приступили молодые офицеры, не имеющие, как правило, достаточного опыта работы. Существенно снизился уровень профессиональной подготовки офицеров полкового звена, особенно командиров подразделений, являющихся непосредственными организаторами повседневной деятельности. Многие из них не имеют твердых знаний материальной части, правил безопасной эксплуатации вооружения и техники.
Нельзя забывать, что армия - это часть общества. Если рассматривать военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, то их качественный состав в настоящее время также оставляет желать лучшего. Многие юноши призываются в армию с ослабленным здоровьем, нередко с дефицитом веса. Из военнослужащих, погибших в мирное время, смерть каждого десятого наступила вследствие болезни. При этом значительная часть заболеваний имелась у них до призыва на военную службу, их просто не выявили призывные комиссии, что свидетельствует о формализме, нередко проявляемом местными органами исполнительной власти в этом важном вопросе.