0
2528
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

24.12.1999 00:00:00

От "Ильи Муромца" до Ту-160


В 1913 г. русский авиаконструктор Игорь Сикорский (1888-1972 гг.) создал первый в мире тяжелый четырехмоторный самолет "Русский витязь", который взлетел 23 июля 1913 г. и стал родоначальником тяжелых бомбардировщиков в мировой военной авиации (впоследствии - стратегических бомбардировщиков). В 1914 г. Сикорский выпускает более совершенный тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец", которых было построено на русских заводах 80 единиц (он имел экипаж до 10 человек, мог брать до 780 кг бомб, вооружен восемью пулеметами).

23 декабря 1914 г. (по новому стилю) решением военного министра России вводится в действие "Положение об организации эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец" - первого в мире соединения тяжелых бомбардировщиков. Это событие является днем создания дальней авиации (ДА). Эскадра в феврале 1915 г. приступила к боевым действиям в Первой мировой войне.

Появление тяжелых самолетов именно в России объясняется огромными пространствами, неразвитыми инфраструктурой, дорожной и аэродромной сетями.

В 1919 г. в проекте "Наставления по применению авиации в войне" были сформулированы основные принципы применения ВВС Советской республики, в том числе частей тяжелых воздушных кораблей.

С принятием на вооружение ВВС Красной Армии (КА) самолетов ТБ-1 (1929 г.) и ТБ-3 (1931 г.) начали формироваться авиабригады тяжелобомбардировочной авиации, которые в 1933 г. были сведены в авиакорпуса, предназначенные для выполнения самостоятельных оперативных задач по планам Верховного Главного командования (ВГК).

В январе 1936 г. формируется первое авиационное объединение - авиационная армия резерва ВГК (АОН - армия особого назначения). В 1938 г. в составе ВВС КА имелось уже три АОН. В октябре 1940 г. на базе АОН создается дальнебомбардировочная авиация Главного командования (ДБА ГК), состоящая из тяжелобомбардировочных авиакорпусов (тбак). К началу Великой Отечественной войны ДБА ГК на западе и востоке насчитывала 1789 боевых самолетов, из них на западе - 1088. Основными типами боевых самолетов ДБА были ДБ-3 (до 86%) и ТБ-3 (14%). Новейших самолетов ТБ-7 (Пе-8) в строевых частях было всего 11 машин.

По предвоенным взглядам советского военного искусства, основным предназначением ДБА являлось проведение самостоятельных стратегических воздушных операций в интересах армии в целом. В особых случаях Боевым уставом БА-40 предусматривалось привлечение ее для действий в интересах Сухопутных войск (СВ) и флота, уничтожения живой силы и военной техники на поле боя.

К выполнению боевых задач ДБА приступила 23 июня 1941 г. в составе 1, 2, 3 и 4-й тбак. Основной задачей дальнебомбардировочной авиации в начальный период войны было уничтожение живой силы и боевой техники на поле боя. Для нанесения ударов по объектам тыла противника дальняя авиация за время Великой Отечественной затратила 46% от общего количества самолето-вылетов. Здесь и далее по тексту будем употреблять термин "дальняя авиация", учитывая, что несмотря на изменения оргструктур (в 1942 г. ДБА преобразуется в авиацию дальнего действия (АДД); в свою очередь, АДД в 1944-м - в 18-ю воздушную армию; 18-я ВА в 1946 г. - в дальнюю авиацию; ДА в 1980-м - в 37-ю ВА ВГК (СН); 37-я ВА ВГК (СН) в 1988-м - в ДА; ДА в 1998-м - опять в 37-ю ВА ВГК (СН), она была, есть и остается дальней авиацией.

Авиачасти ДА в войне в Афганистане, совершив 1152 боевых самолето-вылета, выполняли задачи фронтовой бомбардировочной авиации, поскольку первоочередные объекты поражения располагались за пределами зоны боевых действий фронтовой БА. Дальней авиации по праву принадлежит роль родоначальника советских стратегических ядерных сил в целом.

Первые соединения стратегических баллистических ракет класса "поверхность-поверхность" находились в составе воздушной армии ДА. В соответствии с постановлением Совета министров СССР ракетные дивизии, входящие в состав трех воздушных армий ДА, в 1959 г. передаются в состав нового вида ВС - РВСН. Военно-воздушными силами в РВСН были переданы 17 инженерных полков резерва Верховного Главного командования, три управления авиадивизий и два управления воздушных армий.

В современных условиях ДА российских ВВС организационно представлена 37-й воздушной армией Верховного Главного командования (стратегического назначения) - ВА ВГК (СН).

Дальняя авиация, являясь средством ВГК, компонентом СЯС, составной частью ВВС, предназначена для решения стратегических, оперативно-стратегических и оперативных задач на континентальных, океанских (морских) театрах войны (военных действий) и на отдельных стратегических (операционных) направлениях.

Равного средства для ведения эффективных наступательных военных действий в обычной войне в тылу противника в российских ВС нет и не ожидается в ближайшей перспективе.

Дальняя авиация обладает важными оперативно-стратегическими свойствами, к основным из которых относятся универсальность; высокая мобильность, сочетаемая с межконтинентальной дальностью полета; многогранность объема выполняемых основных задач в обычной войне; способность применять все виды авиационного оружия (высокоточного и неуправляемого) на континентальных и океанских (морских) театрах войны в разное время года и в любых метеоусловиях, нанося мощные авиационные удары (массированные и групповые). Межконтинентальная дальность полета стратегических самолетов ДА (типа Ту-160, Ту-95МС) в сочетании с возможностью их дозаправки в воздухе топливом была наглядно продемонстрирована на учениях "Запад-99".

В последнее десятилетие ХХ в. возникла острая необходимость во всесторонней разработке теории и практики ядерного сдерживания в условиях ведения обычных войн различного масштаба.

По нашему мнению, в современных условиях и на обозримую перспективу стратегическим средством сдерживания следует считать высокоточное оружие класса "воздух-поверхность", "корабль-поверхность" в обычном снаряжении, а именно КРВБ и КРМБ большой дальности (порядка 2-5 тыс. км). Сдерживающие действия наиболее эффективны, если они будут выполняться силами и средствами дальней авиации, ее стратегическими самолетами. Пример тому - боевое дежурство в назначенных зонах (полеты по назначенным маршрутам) стратегических самолетов ДА в период обострения холодной войны в январе 1985 г. - апреле 1987 г.

В ходе этих действий проявилось и характерное оперативно-стратегическое свойство дальней авиации - возможность одновременно действовать как с обычным, так и с ядерным оружием и возвращать самолеты-носители на авиационные базы после получения команды на боевой полет на применение ядерного оружия с последующей отменой. Это свойство ДА как компонента СЯС имеет важное не только военное, но и политическое значение.

В интересах упрочения национальной безопасности России в военной сфере следует развивать ДА как средство Верховного Главного командования, непосредственно подчиненное Главнокомандующему ВВС России, ускорив в разумных пределах вооружение ДА высокоточными КРВБ большой дальности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
896
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1560
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1394
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2619

Другие новости