ОТПРАВНОЙ точкой подлинной реформы НАТО должно стать признание неразрывной связи между разделением бремени и полномочий. Так считают в военно-политическом руководстве этой организации. Страны "европейской опоры" блока должны увеличить свой финансовый и военный вклад в Североатлантический союз и соответственно получить больше полномочий при принятии решений в рамках альянса. Соединенные Штаты должны согласиться с возрастанием роли Европы, признав, что увеличение ее обязательств в отношении НАТО будет благоприятствовать сокращению оборонных расходов США.
Почти все проблемы альянса в Косово проистекают из дилеммы, связанной с разделением бремени и полномочий. Она существовала с момента основания НАТО в 1949 г., но в свете советской угрозы Североатлантический блок не делал на ней особого акцента. Вклад Соединенных Штатов всегда значительно превышал их пропорциональную долю в альянсе. Во времена холодной войны это считалось оправданной и даже необходимой платой за защиту Западной Европы от советского господства. Однако с окончанием холодной войны геополитические расчеты США изменились, а привычка Европы рассчитывать в своей обороне на Америку - нет.
Косово высветило это несоответствие: именно американские разведывательные средства выявили почти все цели для бомбардировок в Сербии и Косово, американские самолеты и вертолеты совершили две трети боевых вылетов НАТО, практически каждая ракета точного наведения запускалась с американского самолета. Вклад Европы в целом характеризовался нехваткой компьютеризованных и точных вооружений и систем наведения, боевых средств ночного видения и современного коммуникационного оборудования. Во избежание связанного с этим излишнего риска американский генерал, руководивший воздушными операциями, сократил количество вылетов европейских самолетов и вертолетов. Почти по всем критериям европейские вооружения уступают американским. Косово показало, что этот разрыв возрастает.
Сейчас требуется эффективный план, признающий неразрывную связь между разделением бремени и полномочий. Вместо того чтобы совершенно бесполезно обвинять друг друга, Соединенные Штаты и Европа должны сосредоточить свои усилия на сохранении НАТО для XXI века. Зарождающаяся сейчас Большая сделка включает в себя два принципиальных элемента.
Европейцы должны модернизировать свои вооруженные силы. Увеличение полномочий в обмен на большее финансовое и военное бремя начинается с модернизации техники и вооружений, которые представляют собой вклад государств в НАТО. Европейским странам альянса следует стремиться к сокращению технологического разрыва между их силами и ВС США. Ориентация на оборонные расходы в размере 3% ВВП позволит европейским государствам осуществить модернизацию и профессионализацию своих вооруженных сил.
В то же время смысл Большой сделки не просто в том, чтобы Европа в целом достигла этого финансового порога. Каждый член НАТО должен быть способен внести полноценный вклад в выполнение задач альянса. Европейские государства получат кредит, пропорциональный их затратам на оборону. Например, если вклад Франции составит 30% финансирования производства нового истребителя "Еврофайтер" стоимостью 1 млрд. долл. за самолет, она получит кредит в 300 млн. долл. Преимущество постановки конкретной цели в том, что она ставит всех в одинаковые условия и поддается измерению. В обмен на свои оборонные усилия европейцы должны получить расширенное представительство в общей командной структуре НАТО.
Соединенные Штаты должны реструктурировать командования НАТО в целях предоставления европейцам больших прав при принятии решений. Понятие Большой сделки основано на предпосылке, что те страны, чей вклад в альянс больше, получат больше полномочий. По мере того как Соединенным Штатам больше не придется нести непропорционально тяжелое бремя, они должны передавать часть оперативного контроля европейцам. До сих пор США отказывались делать это.
В ответ на модернизацию и профессионализацию армий европейских стран НАТО согласно Большой сделке командование на Южно-Европейском ТВД со штаб-квартирой в Неаполе будет передано европейскому генералу. Тогда высшие офицеры стран Европы возглавят силы быстрого развертывания альянса, региональные командования на Северо-Европейском и Южно-Европейском ТВД со штаб-квартирами соответственно в Бруннсуме и Неаполе и одно из командований ВМС НАТО на Южно-Европейском ТВД в Неаполе.
Несомненно, что внесение изменений в структуру командования НАТО - главная уступка Соединенных Штатов и что увеличение обязательств европейцев представляет собой значительный шаг вперед. Преимущества такой договоренности огромны: Большая сделка позволит США выполнять свои глобальные обязательства, не жертвуя своими обязательствами в Европе. Сделка даст возможность высвободить ограниченные ресурсы Соединенных Штатов для использования в чрезвычайных ситуациях в других точках мира, которые оказывают воздействие и на Европу. Американцам больше не нужно будет поставлять львиную долю военной техники и вооружений для НАТО (в США существует недовольство тем, что европейские страны Североатлантического блока живут за чужой счет). В то же время в европейских столицах исчезнет чувство обиды на дядю Сэма, полностью доминирующего в альянсе. Большая сделка также отразит меняющиеся политические эмоции в Европе, особенно в Великобритании и Франции.
Один из трюизмов эпохи холодной войны заключался в том, что Западная Европа - слишком важный для американских интересов (и находящийся в слишком опасном положении) регион, чтобы США требовали от своих союзников более существенного военного и финансового вклада в НАТО. Возможно, в то время такая политика была оправданной. Однако изменившаяся международная ситуация требует переоценки. Для европейцев Большая сделка - это прагматический шаг: если Европа захочет действовать в одиночку и попытается противостоять военным угрозам без участия США, ей придется удвоить, а может быть, и утроить свои текущие военные расходы. По сравнению с такой перспективой Большая сделка - это скромный вариант.