0
3302
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

12.05.2000 00:00:00

Чеченская милиция воюет бескомпромиссно


- ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ, как случилось, что вы оказались у истоков создания чеченского ополчения, а потом и милиции?

- В декабре 1999 года командование группировки поставило задачу: вылететь с группой офицеров в район Ачхой-Мартана и приступить к формированию отрядов ополчения Бислана Гантамирова. Вторая задача - обучить ополченцев основам ведения общевойскового боя. Основной отряд в то время насчитывал 100 человек. Не скрою, для меня это оказалось полной неожиданностью.

- Кто были эти ополченцы?

- В большинстве своем жители Ачхой-Мартана и окрестных сел. В 1995 году многие из них служили в милиции Грозного. С выводом наших войск из Чечни ушли и они. Когда же стало известно об освобождении Гантамирова и его планах, изгнанники устремились в Чечню - из Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Ставропольского края, Волгоградской области и даже из Москвы.

- Какой была ваша встреча с Гантамировым?

- Бислан ждал моего прибытия, но... не выдержал и помчался "на часок" громить ваххабитов в родном селе Гехи. Их оказалось много, бой длился пять часов. Полностью была разрушена и сожжена родовая усадьба Гантамировых. Кстати, перед боем ваххабиты связались с Хаттабом и спросили, что им делать с Гантамировым. Тот ответил: уничтожить. В бою один ополченец погиб, а над вторым, раненым, бандиты зверски надругались и, отрезав голову, уже мертвого посадили на кол. А с Бисланом мы встретились лишь под утро, обнялись и расцеловались.

- Какова была его первая просьба?

- Он призвал освобождать села Урус-Мартановского района, говорил, что люди нас поддержат. Еще попросил наладить управляемость подразделениями. Как выяснилось, группы до пяти человек были мобильны и действовали слаженно, "вольница" же начиналась в группах по 10 и более человек. Так что начали мы с организационных задач - подбирали, назначали командиров отделений, взводов, рот. По сокращенной программе шло слаживание подразделений и обучение личного состава основам ведения общевойскового боя. Командиры научились оценивать обстановку, уяснять полученные задачи, принимать решения, отдавать боевые приказы. "Экзамены" гантамировцы сдали при освобождении сел Гехи, Валерик и Катыр-Юрт. По сокращенной программе и тоже в бою шло обучение основам маскировки, ведения визуальной разведки, инженерного дела.

- Кто был в роли обучающих?

- Назову только двоих: подполковник Эльдар Маханов и подполковник Евгений Петраков.

- А когда приступили к совместным действиям?

- При освобождении Урус-Мартана. Гантамировцы тогда шли впереди, были, что называется, глазами и ушами наших войск. Они знали город, хорошо в нем ориентировались, оперативно давали целеуказания для артиллерии. Кстати, наши совместные действия оказались сильным психологическим ударом для ваххабитов. В Урус-Мартане меня поразило не столько ликование женщин, сколько вид плачущих стариков. Оказалось, в целях наживы ваххабиты в массовом порядке похищали стариков и требовали за них выкуп. Могли за малейшую провинность раздеть человека и голым прогнать через весь город. Могли силой забрать девушку в жены или наложницы. При этом ссылались на непонятные людям "шариатские законы". Пострадавших от ваххабитов было очень много, так что везде и наши подразделения, и отряды Гантамирова встречали как освободителей. Был случай, когда в одном из сел жители буквально встали стеной между нашими подразделениями и крупной бандой ваххабитов, дав возможность мотострелкам и разведчикам Гантамирова без потерь выйти из окружения.

- Как проходило комплектование отрядов Гантамирова?

- Много молодых людей приехало из Аргуна, Гудермеса и сел северной части Чечни. Были случаи, когда обманутая Басаевым молодежь уходила из банд и присоединялась к гантамировцам. Но во всех случаях каждый доброволец-ополченец проверялся.

- Владимир Иванович, некоторые СМИ сообщили о низкой боеспособности и плохой взаимовыручке в отрядах милиционеров. Так ли это?

- Судите сами. Каждый милиционер в совершенстве владеет всеми видами стрелкового оружия. В полной мере это относится и к самому Гантамирову. При штурме Грозного, а действовали милиционеры под началом погибшего впоследствии генерала Михаила Малофеева, они всегда шли вперед. При этом их потери составили 20 человек убитыми и чуть больше 100 - ранеными. В бою гантамировцев отличает бесстрашие, а порой даже неоправданная лихость. Самопожертвование и взаимовыручка для них - вопрос долга и чести. Помню, когда один из милиционеров был ранен снайпером в ногу и его долго не могли вытащить из-под огня, гантамировцы забросали улицу дымовыми шашками, и снайпер Рустам Мескиев вынес раненого, пройдя с ним два километра по развалинам. Когда Мескиев сам подорвался на растяжке и потерял обе ноги, его также вытащили из-под огня. Гантамиров принял личное участие в судьбе солдата. Мескиев прошел лечение в одном из военных госпиталей и сейчас находится в Москве, где ему изготавливают протезы. Двадцатипятилетний парень ждет не дождется, когда вернется служить в Ленинский РОВД Грозного. Между прочим, за перипетиями его судьбы следят все сослуживцы, очень переживают за него родители и девять братьев.

- Как себя показали гантамировцы при освобождении Грозного в целом?

- Каждый день Гантамиров приходил на КП, докладывал о действиях людей и просил: "Дайте новую задачу". Потом мы вместе решали, какими силами он будет взаимодействовать с нашими подразделениями. Милиционеры, как правило, шли впереди. На их счету не один десяток уничтоженных снайперов и долговременных огневых точек. Когда при постановке боевых задач в эфире звучали позывные полка милиции "Волга" и "Волга-1", бандиты запрашивали подмогу. Считаю, подвиг совершили милиционеры Бено Идигов и Вахид Асанаев, водрузившие на крыше грозненской многоэтажки трехцветный российский флаг. Добрых слов заслуживает заместитель Гантамирова Ибрагим Ясуев - бесстрашный и мужественный человек.

- Владимир Иванович, скажите откровенно: не опасались ли вы, что кто-то из чеченских милиционеров может ударить в спину нашим ребятам?

- Было такое чувство. И не только у меня. Но это недоверие шло от восприятия внешне решительного, часто грозного вида чеченских милиционеров, а не от реальных дел. Видел я и то, как душевно страдали от нашей недоверчивости сами милиционеры. Но так продолжалось недолго - до первого совместного боя. В этом смысле многого стоят слова Бислана: "И армия, и мы чувствуем себя боевыми товарищами, друзьями и братьями по оружию".

- Владимир Иванович, как решались вопросы вооружения, экипировки, других видов обеспечения отрядов Гантамирова?

- Помните слова Гантамирова о том, что крупные суммы денег, выделенные на нужды Грозного, он, будучи мэром, потратил на закупку оружия? Вот с ним и пришли к Гантамирову многие из его соратников в ноябре - декабре 1999 года. Другую часть оружия Минобороны передало ему через структурные подразделения внутренних войск. Гантамировцы отбили у бандитов несколько транспортных средств. Лечение в военных госпиталях раненые милиционеры проходили наравне с нашими солдатами. Обмундирование и финансовое обеспечение шли по линии МВД. Этим, в частности, занимался полковник Виктор Новиков.

- Сейчас в Чечне ваххабиты все чаще стараются раствориться среди местных жителей, выждать лучшего часа. В этих условиях наши подразделения испытывают вполне понятные трудности...

- Но этих трудностей нет у чеченских милиционеров. Сбритые бороды здесь никого не вводят в заблуждение. Своих врагов гантамировцы определяют так: они заправляют брюки в носки, не носят трусов, смазывают руки специальным маслом, отчего кожа на руках у них необычно мягкая и лоснящаяся. Очевидно и другое: ни о каком примирении чеченского народа с ваххабитами и речи быть не может, поскольку те недавно заявили: лучше убить 60 гантамировцев, чем одного русского.

- Владимир Иванович, вы несколько месяцев общались с Гантамировым. Как вы можете охарактеризовать его?

- Как политик это человек с государственным мышлением, абсолютно преданный России. Как военный руководитель - уже достаточно опытный, умный командир. Местные чеченцы отмечают его заботу о стариках и семьях погибших, его энергию при решении вопроса восстановления школьного образования, инфраструктуры городов и сел. Знаю я и о другом - в борьбе с бандами Басаева, Хаттаба, Гелаева и других Гантамиров, Ясуев и их боевые товарищи будут сражаться до полной победы. Слишком много крови пролито бандитами на чеченской земле.

Самара


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Доктор Ида

Доктор Ида

Татьяна Маргулис

Не знаю, как остальные, но мы точно не умрем

0
1039
Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Концерт пройдет 20 апреля на сцене Кремлевского дворца

0
1850
Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Концерт пройдет в рамках цикла «Время, вперед!» в музее «Новый Иерусалим»

0
1891
У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
2691

Другие новости